Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как ставить образовательные цели?

ОбразованиеСоциология+4
Михаил Свердлов
  ·   · 13,0 K
Директор Бизнес-школы УрФУ, IPMA(A), ICAgile  · 18 янв 2022
Традиционно, образовательные цели формулируются как перечень знаний-навыков-умений. Однако, если приоритет отдается знаниям, в надежде, что они позволят сформировать множество умений и навыков, то их сложно измерить (разве что тестами), и они могут быть избыточными или недостаточными для формирования конкретных умений и навыков. Зачастую, умения и навыки проверяются на "игрушечных примерах" или учебных задачах, что не гарантирует их применимости на практике в реальной жизни.
Актуальным является компетентностный подход. В котором для определенного вида деятельности формулируется набор знаний-навыков-умений и строится идеальная модель компетенций с заданными характеристиками знаний-умений-навыков. Собственно, эта модель компетенций и есть образовательная цель.
По результатам обучения, у выпускника тестируются знания, проверяется способность выполнять определенные задания. Таким образом оценивается его компетентность и степень достижения образовательной цели.
Можем рассмотреть еще один подход из другой предметной области - из управления проектами. Нас интересует образовательный проект.
Постановка целей - это алгоритм, который хорошо апробирован в стратегическом и операционном менеджменте, управлении проектами и других системах управления.
Цели формулируются на основании требований внешних заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Например, для проекта заинтересованными сторонами являются: заказчики, потребители, инвесторы. Для компании - собственники и акционеры, клиенты.
У стейкхолдеров может быть разная степень влияния на цели.
Рассмотрим для примера образовательный проект. Это может быть стартап.
Цели должны быть смартированы (SMART), то есть соответствовать предметной области, быть измеримыми, достижимыми с точки зрения ресурсов, реалистичными, ограниченными во времени.
Алгоритм постановки целей следующий:
  1. Определение стейкхолдеров и степени их влияния на постановку целей
  2. Выявление потребностей стейкхолдеров (SMART)
  3. Формирование целей на основе потребностей
Допустим, мы разрабатываем образовательную программу для учеников старших классов.
  • Заказчик: директор школы. Сделать окупаемую программу дополнительного образования для 20 старшеклассников 72 часа "Как стать успешным блогером"
  • Плательщики: родители. Научить грамотно писать сочинения
  • Потребители: старшеклассники. Научиться вести блог и набрать 1000 подписчиков
Цели проекта. Запустить окупаемую программу дополнительного образования для 20 старшеклассников 72 часа "Как стать успешным блогером", в ходе которой ученики научатся создавать и вести блоги с публикациями, которые наберут до 1000 подписчиков за время обучения.
Если заказчик или потребитель сформулировал требования к продукту обучения, можно считать, что это и есть цель с ее измеримыми характеристиками.
Цель - научиться создавать продукт. В данном примере - это создать и вести блог с публикациями, который наберет до 1000 подписчиков за время обучения.
Формулировка цели как результата деятельности позволяет не нормировать знания и не учитывать их в цели, считая, что знание - это ресурс, а не цель. Если ученик умеет делать, то знает, как. А если только знает, то не факт, что умеет.
Кстати, осознаный ученик может формулировать образовательные цели для себя. Алгоритм тот же, но с поправками. Максимальный балл у постановщика цели.
Внешние стейкхолдеры.
  • Школа. Высокий балл ЕГЭ
  • Родители. Высокий балл ЕГЭ по русскому и литературе для поступления в профильный вуз
  • Постановщик цели (ученик). Научиться писать креативные тексты для персонального блога про компьютерные игры, который привлечет до 1000 подписчиков.
Если обратиться к модели ценностного предложения, и рассуждать с позиции выгод для ученика, то блог принесет ему известность среди сверстников, что важно с позиции успеха в жизни. А умение писать креативные тексты позволит сдать ЕГЭ по русскому и литературе на высокий балл, поступить в профильный вуз, чтобы стать PR-менеджером, копирайтером, журналистом-блогером
2 эксперта согласны
Лариса, огромное спасибо за потрясающий ответ!
Лучший
Основатель LXDhero.com, ex-руководитель школы...  · 12 янв 2022
Если вопрос в технологии - то можно использовать, например, таксономию учебных целей Блума или таксономию Марцано. Они помогут разложить цели по полочкам, чтобы ничего не забыть. Если хочется копнуть глубже, понять, почему... Читать далее
Фанат и творец образования - пишу в LX notes, основатель LXDhero.comПерейти на t.me/lxnotes
2 эксперта согласны
госслужащий правоохранительных органов  · 12 янв 2022
Если кратко, то технология целеполагания в образовательной деятельности предполагает, что цель всегда одна. Это запланированный результат педагогической деятельности; идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности... Читать далее
Спасибо, очень своевременная информация.