Вспомним слова Сильваны Монтанаро (автор книги «ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВАЖНОСТЬ ПЕРВЫХ ТРЁХ ЛЕТ ЖИЗНИ», которая является фактически учебником для педагогов Монтессори, работающих с семьями детей до трех лет):
«Все, что мы делаем с ребенком, является «образованием»».
Образовательный процесс начинается уже в утробе. Зачатие и беременность составляют первую главу личной истории каждого человека. Внутриутробная жизнь подвержена влиянию отрицательных и положительных факторов, как и другие стадии жизни человека. Пережитое в этот период может влиять на дальнейшую жизнь человека. Ребенок рождается, и в первые 6 недель закладывается базовое доверие к миру. Первые недели после рождения имеют особую важность для развития ребенка, и этот период называется «симбиотическая жизнь». Мама и ребенок нуждаются друг в друге, потому что каждый из них дает и получает все, что нужно для продолжения и улучшения качества жизни друг друга. Ребенок, у которого родители быстро реагировали на его потребности в этот период, понимает, что может доверять внешнему миру. Благодаря базовому доверию воспитываются оптимисты, которые воспринимают мир как чудесное место и могут даже в сложных обстоятельствах найти помощь.
В период с 2 до 9 месяцев также важна роль матери, которая теперь помогает ребенку понять, что он отдельная личность, что он может сам повлиять на этот мир, изменить его. Когда малыш тянется за игрушкой, а мама не пододвигает ее ближе, малыш прилагает все усилия, чтобы дотянутся до игрушки, и когда дотягивается, осознает, что он сам может менять этот мир. Что является великим и позитивным открытием для малыша.
Сильвана Монтанаро говорила о том, что образование должно пониматься как «помощь жизни». Мама и папа влияют на своего ребенка на протяжении всей его жизни. Чем младше ребенок, тем это влияние сильнее, чем старше, тем больше решений ребенок принимает сам. Но все модели поведения заложены именно в семье. Как вел себя папа по отношению к маме, как мама разговаривает с незнакомыми людьми – все это впитывающий разум ребенка впитывает и запечатлевает, а в дальнейшем воспроизводит. Поэтому метод Монтессори про осознанное поведение взрослых, про их изменения. Если мы хотим видеть своего ребенка смелым, то смелыми нужно в первую очередь стать нам. Именно родители закладывают семейные сценарии, по которым ребенок будет жить дальше. Закладывают положительные и отрицательные установки. Взрослые должны быть готовы меняться ради своих детей. И, конечно, родители ребенка являются самыми важными участниками образовательного процесса.