Безусловно, родители (семья) являются важными участниками образовательного процесса. Это признано и доказано не только в нашей стране, но и во всем мире. Дискуссии в этой области ведутся в отношении границ вовлечения родителей в механизм обучения детей. Эксперты, мнение которых мы разделяем, не отрицая большую роль семьи в повышении качества обучения, выступают категорически против контроля родителями домашних заданий учеников. В этой сфере необходимо активно развивать самостоятельность.
История показывает, что в течение длительного периода (до 60-х годов) школа не признавала семью как полноправного участника образовательного процесса. А радикальные изменения стали происходить гораздо позже — с момента принятия закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данному федеральному документу, родители обладают преимущественным правом на обучение и воспитание детей, обеспечивая им доступ к разным образовательным возможностям.
В период пандемии коронавируса стало широко и активно использоваться дистанционное обучение, поставившее точку в этом вопросе: семья — это обязательная часть образовательного процесса и школа не может обойтись без нее. В этой связи актуализировалась проблема налаживания партнерских отношений и поиска методов для вовлечения родителей. Мониторинг данных процессов показал высокую результативность школьной вовлеченности семьи (встречи с учителями, посещение собраний и других мероприятий), быстрое развитие социальных навыков у детей и т.д. Такие тенденции меняют и этику в информационном пространстве, где преподаватели, ученики и родители работают в одной команде.
Вовлечение семьи/родителей в учебный процесс возможно двумя методами на разных уровнях:
- На первом уровне происходит общение учителя и родителей школьника.
- Не менее эффективным является и второй уровень, на котором налаживаются взаимоотношения между образовательным учреждением (школой) и семьей.