Сегодня практически никто и не сомневается, что родители - "важный участник образовательного процесса". Вот только участник этот никак себе места в данном процессе найти не может. Какая должна быть роль родителя в школьном обучении ребенка? Все соглашаются, что большая. Но какая именно?
А какие роли сегодня востребованы?
Например, роль "родитель-учитель". Ещё один учитель. Домашний. И всё, что изучается "в классе" потом проходит (или не проходит) проверку дома. Не так объяснили или не так понял(-а), я тебе ещё раз объясню. Пусть коряво и кое-как, но ведь "я тебя знаю лучше". А если родитель(-ли) подвизается в какой-то научной области, то всё - конец учителю. "Что он(-а) может знать со своим педагогическим образованием!", - самый мягкий домашний приговор. Безусловно, роль такого родителя в образовании ребёнка большая. Но вот какая?
Другая роль - "родитель-репетитор". Этот натаскивает ребёнка по тем заданиям, которые задали на дом. "Написал неряшливо! Переписывай! Ещё раз!" Именно от таких родителей чаще всего слышишь: "Сам(-а) ничего уже не помню, но ребёнку помогу!"
А есть ещё роль "родитель-неспециалист". Это позиция невмешательства. "Вот я работаю автослесарем. Мне приводят машину. Я ведь не прошу владельца мне помогать (и не дай Бог). Почему же я, отдав своего ребёнка на обучение к специалистам, должен им мешать? Пусть работают как их научили".
А есть ещё роль "родитель-активист". Нередко это даже и не родитель, а бабушка или дедушка. Для администрации - это "песня". Свободного времени много и сайт школы открыт. А там безмерное число документов! И все друг с другом сличаются, ищутся несостыковки, несоответствия. И выносятся их "на суд общественности". Это ведь тоже "участие в образовательном процессе".
Наверное, самая лучшая роль - "родитель-соратник, помощник". Но для этого учитель должен подробно разъяснить родителями их роль, функции, поведение. И не просто объяснить, но каждый раз разъяснять при освоении новой темы или нового вида учебной деятельности. Хорошо бы также, чтобы такой помощник присутствовал на уроке. Хотя бы иногда. Тогда он сможет полноценно помочь ребёнку дома. Но это ведь только фантазии. Сегодня школа - это одно из самых закрытых учреждений.
Сегодня даже удобного массового журнала нет, который (помните!) был в советское время - "Семья и школа". Да, там много было пропаганды. Но были и вполне реальные рекомендации. И немало. А ведь образование сейчас вроде как "государственное".
И ещё. Смотрите, даже в вопросе звучит единственное число! "Родитель". Кто это? Как правило, мама или/и бабушка. Мужская часть, если есть, присоединяется время от времени. А мы (школа) хотим, чтобы присоединялась постоянно?
В законе-то мы прописали про родителей (лиц их заменяющих). А на деле система образования и сама не знает в каком качестве и количестве она этих родителей желает видеть. Они вошли в единый образовательный процесс как участники "де-юре". По факту же здесь полная анархия. А страдают, как, впрочем, и всегда, дети.