Смысл есть, конечно, но не такой, каким его СМИ подают.
Основная масса Олимпиад - это внутришкольные. Тут возможны разные методические подходы - поощрение, мотивация, увлечение, подтягивание отстающих и пр. Например, я в 5. классе выиграл школьную олимпиаду по-английскому, что меня здорово мотивировало, но я думаю, что девятиклассники, которые в ней участвовали, сильно задумались после этого:)
Все остальное - это уже соревнование и показуха. Городская олимпиада еще туда-сюда. Я выигрывал городскую по истории.
А на областную не поехал. Причины были простые: я не мог в 11 классе бросить подготовку к экзаменам и носиться по областным Олимпиадам и поражаюсь тем, кто может. Во-вторых, денег не было
На уровне же областной Олимпиады требуются знания выше школьных. И тут возникает вопрос: а зачем школьникам знания выше школьных и что показывает такое соревнование? Что часть детей круто разбирается в математике? Да, пожалуй. Но на этом этапе Олимпиада перестает отражать работу системы образования, превращаясь в соревнование вундеркиндов. Фактически, за каждым олимпиоником стоит команда учителей, репетиторов, родителей - и влияние самой школы на такого ученика сводится к нулю.
Это уже просто показательные выступления умников, которые могли бы по этому предмету вполне уже и кандидатскую писать, но почему-то тратят время на соревнования с другими детьми.
Я не к тому, чтобы отменить олимпиады, нет, почему бы умным не посоревноваться, но почему-то победы в таких Олимпиадах присваивает себе школа, а она исключительно личностная.
К тому же, часто на этом уровне вступают в дело деньги. Победа в областной Олимпиаде - это уже имя, медийное признание и подписки в инстаграме. Как и участие, например, в "Что? Где? Когда?". И родители уже начинают платить. Естественно, бедных детей там почти нет.
На уровне российской и всемирной я уже молчу.
Я был на одной международной Олимпиаде по английскому языку. Не государственной, скорее, среди частных школ. Занял второе место. С самого начала было понятно, что учителям просто, простите, негде выпить и показать свои шубы. Мы были совершенно второстепенным товаром.
И еще один важный момент. Вот российские школьники выигрывают постоянно олимпиады по физике, математике и программированию. А потом почему-то те, кто проиграл, всякие там немцы и японцы, совершают перевороты в науке и получают Нобелевки.
То есть у Олимпиады нет продолжения во взрослой жизни. Это какая-то игра, в которой победа тебе дает только право на эмиграцию на Запад и участие в разработке нобелевского лауреата в качестве лаборанта.
Беда...