Очень серьезная подготовка педагога к занятиям даст ему возможность определить место, время - а главное цель для заданий с выходом на творчество. Это дети должны выйти в ситуацию, где необходимо творчество - для педагога в большинстве случаев - это не должно быть сюрпризом.
Так, пример для иллюстрации.
Вот есть распорядок дня в детском саду. Педагог с одной стороны имеет план своих занятий. В этом плане есть четко расписанный порядок действий, что когда появляется. В этом плане прописано время для творческой части. Когда дается время для творческой части руководство над ситуацией должно как бы стать периферийным. Оно есть, но оно должно быть невидимым. Как это происходит. Во-первых, внутренняя установка педагога. Он сам готов к творчеству. Он готов сымпровизировать, увидеть то, что ребенок "родит" в творческом движении, поддержать. Не засмеяться и не умиляться, не комментировать во взрослом ироничном ключе. Взрослый на минуточку становится открытым как ребенок, оставаясь в рефлексивном состоянии, готовым увидеть идею ребенка и ее поддержать.
Это поддержка творчества на организованном занятии. Но в распорядке есть специальное время, отведенное на свободную игру. Давайте увидим свободную игру, не как время, когда ребенок представлен сам себе, а как более расширенную версию такой же творческой части. С одной стороны дети играют самостоятельно, выбирая игрушки, выстраивая свои пространства, выбирая свои роли. Но, во-первых, взрослый считывает всю ситуацию, происходящую здесь и сейчас. Это позволяет взрослому ориентироваться в действиях, появляющихся идеях и ценных для развития моментах. Во-вторых, взрослый может дать новую "искру" для игры. Тонкая материя, на самом деле. Помогает то же самое состояние одновременной открытой радости творчества и серьезнейший контроль за своими действиями. Не надо заигрывать, не надо переигрывать, не надо навязывать игру. Ребенок - чудесное существо - он готов к партнерству. Ребенок легко может пригласить, поделиться сам. Поддержите. Развейте тему, дайте неожиданный поворот, просто порадуйтесь, как это интересно. И это вдохновит на новые повороты в сюжете.
Казалось бы, подростки - не дети из детского сада, эти не позовут Вас в игру. Позовут, если Вы будете соблюдать точно такие же правила уважения к пространству любого человека. Ваша педагогическая способность понимать сознание ребенка, действовать в зоне его ближайшего развития и одновременно серьезная подготовка и ведение всей ситуации - дадут то самое педагогическое состояние, когда ситуация в Ваших руках (это и есть дисциплина), и при этом Ваше уважение, терпение и готовность видеть и слышать то, что происходит внутри ребенка - это поддержит желание высказываться, выражать во вне. Ведь с Вами можно иметь дело.