Давайте сначала разберемся со словом ВОСПИТАНИЕ. У Амонашвили очень хорошая трактовка этого слова:в-ось-питание, где ось - это тот остов личности, который постоянно развивается, впитывая в себя то, что его окружает.
Метафор по поводу впитывания очень много. Возьмите губку и несколько тарелочек с неодинаково окрашенной водой. В какую жидкость положишь, то губка и впитает.
Но мне больше нравится метафора с огурцом. Если хозяйка хочет получить маринованный огурчик, она не будет ковырять огурец и впихивать в него специи. Умная хозяйка сделает нужный рассол и положит в него огурцы. И вкус огурца будет напрямую зависеть от компонентов рассола. Будет в нем больше соли, перца или сахара, в том больше и проявится вкус готового огурчика))
Это большое предисловие хорошо намекает о том, что скажу дальше)))
Невозможно отделять школу и семью. А также другие площадки, где происходит это самое в-ось-питание! Рассол - это СРЕДА, в которой вращается человек (и совсем не обязательно, что это только ребенок). Каждая площадка несет ответственность за те "специи", которые будет впитывать человек, находясь в ней. И семья, и школа, и СМИ, и двор - это большой микс разных специй. Никто никому ничего не должен, но в то же время важно понимать, что нельзя перекладывать ответственность на кого-то. Часто вижу и слышу странные вещи, когда учитель винит только семью, а семья - школу. А нам бы создать добрый альянс, в котором можно вместе насыщать рассол-среду тем, что важно для наших детей. И еще очень важно понимать, что школа воспитывает не только на воспитательных мероприятиях, но и каждую секунду нахождения в ней: и на уроках, и просто в общении с учителями, во взаимодействии с одноклассниками... Дома - это пропитывание тем, что ребенок видит. Самая большая ошибка родителей, когда они считают, что воспитание - это чтение моралей (хотя часто это называют воспитательной беседой), забывая о том, что невольно насыщают воспитательную среду тем, чего не хотят видеть в своих детях. Парадокс!!!
Подведу итог: каждый, кто взаимодействует с ребенком, должен ПОНИМАТЬ, что вольно или невольно насыщает среду воспитания. ТОЧКА!