Ускоренное обучение (экстернат), по сути, является не типом обучения, а скорее способом/методом сдачи/приема экзаменов и зачетов. В настоящее время такое обучение отменено практически во всех российских вузах. В то же время в законе «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2022) допускается наличие экстернов, то есть лиц, которые зачислены в организацию с государственной аккредитацией образовательных программ для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Право на ускоренное обучение имеют абитуриенты, которые имеют среднее специальное либо высшее образование.
Студенты могут посещать либо не посещать лекции и семинары, но они обязаны проходить аттестацию в положенные сроки. К основным преимуществам ускоренного обучения в высших учебных заведениях относятся следующие:
- Студент получает разрешение на свободное посещение занятий и индивидуальный учебный план.
- Образовательная программа «подстраивается» под график экстерна; студент сам определяет сроки ее прохождения.
- Нет привязки к каждому преподавателю; заниматься можно самостоятельно.
- Расписание экстернов на промежуточную аттестацию устанавливается индивидуально.
- Сокращение расходов на образовательные услуги и транспорт.
- Получение диплома государственного образца за короткий период.
В то же время здесь есть и определенный риск превращения плюсов в недостатки (минусы):
- Как правило, индивидуальная учебная программа бывает очень сложной, чтобы ее самостоятельно освоить, требуется определенный интеллектуальный потенциал и большая выдержка, терпение.
- Постоянная напряженность и острая нехватка времени: за одну промежуточную сессию необходимо сдавать пару десятков зачетов/экзаменов.
- Многие работодатели не признают полученные таким образом дипломы, считают их неполным высшим образованием.
- По всей стране наблюдается очень ограниченное количество вузов с ускоренным обучением.
- Для получения разрешения на свободное посещение студент должен иметь серьезную причину: проблемы со здоровьем, уход за ребенком, иные обстоятельства.
Нужно ли стремиться к ускоренному обучению в вузе? каждый студент имеет собственную аргументацию за и против, поэтому однозначный ответ здесь, очевидно, невозможен.