Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли считать, что методисты и методологи занимаются одним и тем же? Или это разные профессии?

ОбразованиеКарьера+3
Anna Shefel
  ·   · 1,2 K
Психология социальная и педагогическая...  · 19 окт 2021
Думаю, что методолог разрабатывает что-то глобальное, верхний уровень проектирования, типа ФГОС, а методист уже конкретно для учителя, как это глобальное реализовать в конкретной школе, на конкретном уроке, запланированные глобальные результаты приводит к результатам конкретного ученика. В общем, глобальное - методолог, например, академики,а о том как это глобальное на практике реализовать это методист.
Раньше была отличная методическая школа и методические центры в каждом районе, которые разрабатывали все, до каждого урока. Если вы видели нормальную техническую карту урока, средний объем которой около 20 страниц, без учёта описания визуального сопровождения, то сразу понятно, что это отдельный вид работы (а математики, например, 5-6 уроков в неделю, с ходу это разработать невозможно, а уроки надо вести сразу). Учитель на практике вносил коррективы, работал в сотрудничестве с методистом. Но систему разрушили через "оптимизацию" и сокращение этих структурных единиц, как в самих метод центрах, так и в школах, и перевалили эту часть работы на учителя. Сейчас, когда идёт обновление ФГОС, федеральные проекты бывает, что регион отчитывается об успехах, и на вопрос о том, как им это удалось, следует ответ: нам удалось сохранить 80% методических центров, но это удалось в отдельно взятых регионах. То есть методист должен быть по каждому учебному предмету, и знать все тонкости его преподавания, чётко выстраивать структуру, логику курса, с опорой на соответствующий материал. Сейчас эту роль на себя берут авторы учебников, но раньше методисты это коллектив, а автор учебника сейчас, очень часто, один, и получается авторское видение предмета, не всегда проверяемое перед выпуском учебника (безусловно, есть огромное число отличных учебников написанных одним автором, но, как правило, они проходили многоступенчатую экспертизу и рецензирование, с доработками и это одна из причин, на мой взгляд, качества советских учебников).
Сейчас ситуация изменилась в связи с развитием рынка онлайн обучения, программы которого не так часто проходят лицензирование или рецензирование. Кроме того, такие программы разрабатываются для обучения новым профессиям или тем новым навыкам для которых ещё, в силу новизны, не сложилось устойчивых практик научения. Коммерческие, прикладные, микрообучение, корпоративное обучение, то есть раньше методист сотрудничал с учителем, который знал детей и предмет, сейчас он сотрудничает с экспертом, который знает как решать проблему, и задача методиста этот экспертный опыт разложить на этапы получения и разработать понятную схему, чтобы обучающиеся также смогли этому научиться, но за более короткий срок, поскольку обучаясь методом проб и ошибок, часть действий получаются лишними, нерезультативными, а в работе эксперта и методиста должны быть выделены те, которые привели к результату.
Не каждый профессионал может хорошо объяснить и научить, задача методиста получить от него эту информацию и сделать доступной.
Применительно к предприятиям и корпоративному обучению, мне кажется, методолог должен разрабатывать систему обучения в компании, общие направления развития персонала, то есть определить где уместнее система наставничества, где онлайн курс на месяц, а где трехчасовой семинар, чему и как нужно обучить сотрудников для открытия, например, нового направления работы, то есть решает стратегические задачи, а методист тактические, прикладные, то есть ищет экспертов и разрабатывает эти курсы.
По аналогии: методология научного познания это глобально, методология научного исследования тоже обо всех исследования в принципе, а методика исследования это конкретно и ситуативно.
Но пошла путаница при описании вакансий для корпоративного обучения, начали вводить должности методистов в учебных центрах и все смешалось. Эти слова стали употреблять как синонимы. И часто бывает, что методист/методолог, по вакансии, тот кто пишет конспект занятия, и делает презентацию (важное и нужное дело в обучении, но конспекты и презентации, это то что раньше лаборанты и стажёры при кафедрах делали, учебно вспомогательный персонал), а в следующей вакансии, это тот кто выстраивает систему обучения с изучением аудитории (как обучение для 5леток и 11классников будет отличаться, так и для разных аудиторий взрослых, и надо понять сначала кого и чему учить), поиском экспертов, проектированием и апробацией курсов, разработкой планируемых результатов обучения, системой измерения результатов (как определить, что результаты достигнуты, где тест, где практическое задание, где проект, где экзамен, для всего этого нужно разработать системы тем и вопросов), то есть функционал по вакансиям разительно отличается. А есть запросы, что методолог и UX -дизайн должен знать, и сайты на тильде делать, так что путаницы сильная. На мой взгляд, с развитием этой системы, функционал будет более чётко определён.
1 эксперт согласен
Чурина Неля - бизнес-тренер, методолог, спикер, ме...  · 18 окт 2021  · nchurina.com
Отвечает
Неля Чурина
Возможно, что навлеку на себя гнев экспертов, но на мой взгляд, не так важно название, как важен пул задач, которые решает конкретный эксперт. Сфера обучения развивается, растет и в нее добавляются разные профессии и термины... Читать далее
Неля Чурина - тренер-методолог, спикер Подробнее - https://nchurina.com/Перейти на nchurina.com
На минуточку. А разве с конкретным клиентом работает методист или методолог? Что-то путаница в терминах пошла (не... Читать дальше
Канд. психол. н. Занимаюсь психологией как исследо...  · 18 окт 2021
Это разные профессии. И первая - распространенная, а вторая редкая (и она ближе к философии и эпистемологии). Например, методологом был Г. Щедровицкий, глава известной методологической школы. А методисты, грубо говоря, это не... Читать далее
Спасибо большое за эти детали и пример!