Если не впадать в крайности (любого вопроса), то никаких проклятий не будет. Мудрый учитель всегда будет чувствовать грань, когда аудитория станет выпадать из темы. Масса методов, форм, приемов, которые позволяют рассматривать вопросы темы с разных сторон. И еще... Есть уникальный магнит - интерес! Если ученику интересно, он САМ будет снимать проклятие через постоянные рассуждения, пробы, вопросы. Ученик не будет бояться ошибок, потому что ошибки - это тоже векторы к истине, если ошибки сделать союзниками-толкателями... Проклятия знаний автоматически исчезают там, где аудитория минимум слушаем, а максимум творит, чудит, действует...
Тольконовыми формами обучения: не давать знания, а искать вместе,обострять проблемное знание,творить ,создавать систему знания, авторские программы...Школа это не даёт .Феномен Тепляковой - это и есть школа будущего.