В школах редко можно встретить оборудование для демонстрации биологических объектов и химических процессов. Да и без помощи лаборанта учителю не обойтись.( А встречаются ли ещё лаборанты в школе?) Невозможно подготовить нужные материалы для каждого школьника. Если и осталось что-то, то или у учителя-энтузиаста, или в профильном классе. Как Вы полагаете, надо ли снова возвратить, как было в СССР, возможность ученикам самостоятельно работать с приборами и пробирками в классе?
Эволюция Хомо в Сапиенсы - во многом определилась наличием хватательной конечности примата и "чуткой" сенсорикой пальцев, связанных с мощной аналитической базой мозга. Так случилось, что эволюция интеллекта человека - оказалась во многом завязанной на эволюцию экстероцептивной системы верхних конечностей.
И все мы знаем, что даже простой, но систематический массаж пальчиков младенца - ускоряет и усиливает развитие его когнитивных способностей. . Ещё наши бабушки - активно развивали нас, при помощи "пальчиковых игр".
Литературы по этому поводу - МОРЕ!
И так далее...
Поэтому даже ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ интеллектуальные процессы, происходящие в нашей ЦНС - сильно зависят от того, насколько задействованы в процессе получения информации наши РАЗНООБРАЗНЫЕ органы чувств. А не только зрение!
Ну не приспосабливала нас эволюция к просмотру "видеороликов" - как к основному способу формирования знаний, умений и навыков!
Практический опыт - это важнейший "катализатор" формирования понятий!
Конечно, только совсем маленький ребёнок - активно познаёт мир не только зрительно и на слух - но ещё на запах, вкус... И тактильно! С возрастом всё больший вес приобретают когнитивно-интеллектуальные операции, но вот то, что любая информация - гораздо лучше анализируется и запоминается - при исследовании её - разными анализаторами - это всё равно "биологический факт"!
" Мужик не поверит, пока не пощупает!" - народная поговорка.
Как сильно отличается современная школа, от школы моего детства! Мне уже под 60т... Но я помню некоторые школьные лабораторные работы из своего школьного детства. И просто опыты - проводимые нашей учительницей химии - "по своему почину"! Как забыть "самовозгорание свечей" - опыт с охлаждённым раствором фосфора в сероуглероде, горение в пробирке чёрного пороха - из угля и серы... А получение аммиака! А как помогают в жизни - лабораторные работы по физике! Благодаря им - я, хоть и слабенько - разбираюсь в "электроцепях". Способна починить утюг или ещё какую мелкую бытовую технику. В авральном случае на даче - способна поставить в счётчик "жучок" так, чтобы не спалить дачу...
Даже клеточное строение - на основе плёночки луковой чешуйки, на уроке биологии - замечательно запомнилось! И как красить картофельный крахмал - йодом! И многое-многое другое! Чего лишены были уже наши дети, тем более - внуки! Поэтому и не задерживается в их сознании информация. Проскакивает "на вылет"! Слишком много "картинок" и "клипов" они смотрят... Их сознание уже просто ОТВЕРГАЕТ эту информацию. Как ИЗЛИШНЮЮ, не находящую практического применения в реальной жизни.
НИЧТО, никакие тексты, никакие видеоролики - не способны заменить практических и экспериментальных работ в процессе обучения! Особенно, в процессе обучения среднего школьного звена!
Отсутствие возможности проведения таких работ - самым серьёзным образом снижает общее качество современного школьного образования.
Если ваша цель -- получить образование, то навыки практической работы в школьной лаборатории абсолютно необходимы. Если цель -- получить иллюзию образования, то, конечно, лабораторную работу можно заменить просмотром мультика...