Всё не так просто объясняется, как хотелось бы. Попробую выразить, что мне тут видится.
Мне кажется, учителя и подростки - это частный случай. Так же можно сказать про учителей и младшеклассников. Воспитателей детских садов и их воспитанников. Родителей и детей. Взрослых и детей.
Конечно, это не всегда и не повсеместно, однако на данный момент весьма распространено.
Я думаю, дело в позиции, которую человек занимает в принципе по отношению к другому человеку. Часто (видимо, неслучайно я тоже говорю "часто") мы можем упрощённо воспринимать другого человека. Например, только как ученика, или как учителя, или как начальника, или подчинённого, забывая, что это тоже человек со своей историей, багажом переживаний, это личность, которая не статична и постоянно изменяется.
Мне кажется, мы сейчас на таком этапе своего человеческого развития, что только учимся, постигаем культуру взаимодействия. Кстати, я бы задала подросткам подобный вопрос: а как они воспринимают дошкольников, скажем, лет 3-5? Насколько всерьёз? Насколько они могут разглядеть в этом маленьком человеке такого же человека с его сложностями и переживаниями, смогут ли искренне поговорить с ним об этом и понять? А могут ли они так же посмотреть на своих ровесников? А на учителей?
Было бы хорошо нам всем поразмышлять над вопросом, что такое взаимодействие между человеком и человеком? Почему мы часто выбираем стратегию избегания (сказать, да ладно ерунда, это пройдет) или упрощения (сказать, например, что это мишка - дурак)?
Что можно было бы сделать? Наверное, именно в школе логично получать навыки взаимодействия и сожительства в обществе.
Возможно, проще начать с учителя, с его обучения: кажется, не хватает хорошей подготовки по психологии с практикой, с применением на себе, пока же вузовские программы в большинстве своём концентрируются просто на изучении разных теорий. Не хватает психотерапии - индивидуальной, а лучше групповой (кажется, звучит серьезно, но на самом деле интересно изучать себя и человека вообще таким образом).
Потом нам надо это как-то "разбудить" в школе. Во-первых, учитель так или иначе будет передавать стиль общения, модель взаимодействия и ученикам, и родителям.
Во-вторых, если нам важно этому обучить, то нужно выделить время, место и средства, чтобы была возможность именно изучать взаимодействие, исследовать себя во взаимодействии. Наверное, для этого нужен ещё один специалист в школе, не знаю, который будет помогать налаживать процессы общения.
Я представляю школу, как живой организм, в котором должно быть живое взаимодействие между его частями. Как оно происходит? Как дать почувствовать каждому, что он ценнен и важен, как нам общаться, как решать общие задачи и вопросы? Здесь можно было бы обратиться к опыту некоторых школ и организаций, в которых применяются разные модели самоуправления (из наиболее известных описанных практик - Саммерхилл, Маверик).
Вот когда мы все будем смотреть друг на друга как на неотъемлемую, неслучайную часть нашей общей жизни, когда мы поймём, как нам взаимодействовать наилучшим образом, слышать друг друга и понимать, тогда, видимо, не будет вопросов про "несерьёзное отношение". А даже если и будет, то этот вопрос можно будет задать вслух и смело обсудить с теми, кто является участником всей этой "несерьёзной ситуации", таким образом проясняя возникшее недопонимание.
Есть школы, где удаётся выстроить понимающее и принимающее взаимодействие. Как правило, это частные школы. Про государственные мне пока неизвестно, кажется, что пока вопрос таким образом в образовательной политике не поднимался.
Я не согласна с этим мнением.