Сразу скажу, что предлагаемый мной вариант рассчитан на сдвоенный урок (потому что за 45 минут вряд ли можно успеть) и довольно серьезную предварительную подготовку - как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Формат урока - "текстовая ролевая игра". Класс заранее делится на группы: "союзная номенклатура", "региональные элиты", "интеллигенция", "директора предприятий", "простые граждане", "силовики" (групп можно делать больше/меньше в зависимости от количества учащихся). Каждая группа должна заранее познакомиться с особенностями "персонажа", которого предстоит отыгрывать - определить его мотивы, желания, возможности и т.д.
Учителем заранее прорабатывается сценарий игры - выделяются ключевые точки на отрезке 1985-1991 годов, в которых открывались возможности для выбора решения. Надо понимать, что вариантов решений может быть несколько, а потому придется продумать каждую из возможных "сюжетных линий". Все это можно сделать через презентацию PowerPoint с использованием гиперссылок.
Ход урока следующий. Учитель озвучивает ситуацию, а каждая группа должна внутри себя решить, каким образом следует на нее отреагировать. В некоторых ситуациях решения должны принимать несколько групп, в некоторых - только одна. В зависимости от выбранной стратегии открывается (и закрываются остальные) новая сюжетная линия, на которой предстоит делать новые выборы. В результате у учеников должно сложиться представление о том, что распад СССР - это сложный процесс, в рамках которого действовало много акторов, стремления которых могли быть противоположными. Сам учитель тоже может принимать участие в игре - как М.С. Горбачев (и тогда уже ученики будут реагировать на принятые им решения).
Это позволит с одной стороны познакомиться с фактическим материалом (как через подготовку, так и в ходе работе на уроке), так и понять, что история - это многофакторный процесс, который нельзя сводить к доброй/злой воле одного человека, даже если он в тот момент - руководитель крупнейшего государства в мире.