Давайте оставим в стороне повальную бюрократизацию под прикрытием законности. Это болезнь не только образования, но всего общества в целом. Особенно тех областей, где напрямую не могут быть посчитаны усилия работников. Оставим в стороне и повальную информатизацию, которая во многом успешно осуществляется "на бумаге". На деле же даже учителя-информатики не могут даже грамотно отформатировать текст. Это опять болезнь времени. Общая для всех. Попробуем увидеть специфическую боль современных учителей.
Первое - содержание образования. Мы не знаем сегодня чему учить детей. Учебные планы то катастрофически разрастаются за счёт "очень важных" предметов, то также съёживаются, когда остаются только те, что были и в советское время. И объём предметов всё время мерцает.
Но главное - мы плохо понимаем, что и в каком объёме сегодня необходимо для "нормальной"/"хорошей"/"успешной"/"хоть какой-нибудь" жизни. Даже примитивные навыки подверглись целевой деформации. Учить считать нужно. Но большинство граждан в жизни сами ничего не считают (есть калькуляторы, компьютеры). Писать нужно учить. Но как учить? Раньше учили писать ручками. А теперь? Всё на клавиатуре набирать? А мелкая моторика? Вон, по сети ходит: "Я не знаю что такое квитанция ЖКХ и как с ней обращаться. Я не знаю как мне самому учиться. Я не знаю как выполнять простейшую работу по дому. Я не знаю как заботиться о себе, как выстраивать нормальные отношения с людьми… Но, слава Богу, я знаю как строить график функций".
А это всё - мотивация. Как только сегодня учитель не изворачивается, чтобы каким-то непонятным образом внушить детям, что им всё это пригодится в жизни. В какой жизни? В той, что они видят вокруг? В ближайшем прошлом можно было хотя бы говорить, что иначе не поступишь в вуз. Но теперь и это не аргумент.
Вторая боль - это воспитание. Кто-нибудь может сказать, есть оно в школе или него нет? По бумагам так всё есть. Ведь воспитание одна из основных составляющих образования. И программу воспитания каждая школа пишет (копирует друг у дурга). А но деле только попробуйте кого-нибудь начать активно воспитывать. Мало не покажется. Да и чему воспитывать? Труду? Так он прививается через привычку, которая усиленно последнее время изгонялась из школы. И потом, воспитывают на примерах. А на каких? Старые (советские) уже сильно дискредитированы. А новые… Равняться на олигархов? На депутатов? На чиновников? Звёзд эстрады? Ведь им сегодня "на Руси жить хорошо". И обходят потихоньку эту мутную тему учителя. В стороне стараются держаться.
Школа должна учить жизни в будущем обществе. А какое оно будет? Ведь сегодня никто сказать не может. Всё слишком быстро меняется. Вот и бытует среди учителей мнение, что нужно либо вернуться в прошлое (в советскую систему образования), либо учить "вечным ценностям", которые каждым понимаются по-своему.