Сначала оговорим рамки вопроса.Прежде всего, стоит разобраться с понятиями "методолог" и "методист". Чаще всего, их считают синонимами, запросто меняя местами по прихоти. Я сам долгое время не очень задумывался над разницей между ними, пока не встретил довольно строгие вопросы на одном из профессиональных итальянских форумов. Я представился как методист и тотчас получил массу вопросов, которые все сводились к одному: уточните, Вы методист или методолог? Одни хотели говорить со мной только как с методистом, другие предпочитали разговор с методологом. Поневоле пришлось углубиться в определения. Тогда и выяснилось, что методологи занимаются исследованием и разработкой методик, тогда как методисты - внедрением данных методик в практику (в том числе, и с помощью разрабатываемых ими учебных курсов) и их методическим сопровождением.
Таким образом, если разговор идёт об образовательных продуктах, разрабатываемых методологами, то это будут не конкретные учебные курсы, а методики. Например, коммуникативный метод изучения иностранного языка, который в 60-х годах методологически (не методически) разработал Д. Хаймс (в России этот метод начал активно внедряться с 90-х годов 20 века). Сам автор метода ни учебники, ни программы не писал. Но на основе его метода учебники и программы разрабатывали методисты.
Вторым вопросом, который необходимо уточнить, является конкретное задание для методолога или методиста на разработку нового образовательного продукта. Такое задание, как правило, поступает с определением: а) аудитории, на которую данный продукт должен быть рассчитан (рамки возраста, примерное социальное положение, примерная предварительная подготовка); б) цели подготовки при использовании данной методики, программы, учебника и пр. (ответ на вопрос: "К какой практической деятельности нужно будет готовить учащихся?"); в) сроков, в рамках которых данный продукт должен быть реализован (например, "обучение в течение 3-х лет"); г) начального и итогового уровней обучаемых; д) ресурсов, которые должны затратить все участники образовательного процесса (материальных, финансовых, информационных и пр.). Без подобного задания образовательный продукт получится весьма неконкретным, обобщённым, "для всех и ни для кого конкретно". Это и является необходимыми условиями начала работы.
Третье. Фигура самого методолога (или методиста) хотя и является важнейшей составляющей успеха, но должна быть вынесена за скобки. Ведь заранее предполагается, что человек, носящий звание методолога, имеет опыт (преподавательский, исследовательский,опыт методической работы) и разбирается в современных тенденциях в той области образования, где он работает. То есть предполагается грамотное выполнение им своих профессиональных обязанностей.