С таким утверждением трудно согласиться на 100% однозначно. Любая школьная форма (строгая или иная), безусловно, оказывает определенное влияние на детей. А вот в отношении преимущественно положительного или отрицательного воздействия нет единого мнения ни со стороны педагогов, родителей и детей, ни со стороны ученых, специально изучавших эту проблему, ни со стороны психологов.
Сторонники школьной формы приводят в качестве аргументов следующие обоснования.
- Форма в школе развивает чувство дисциплины у учащихся. Здесь приводится аналогия со спецодеждой таких категорий работников, как полицейские и пожарные, дресс-код в некоторых офисах и т.д.
- Чтобы дети не завидовали друг другу, форма для них является своего рода инструментом обеспечения социального равенства (здесь как раз наблюдается больше противников, ибо равенства идеального все равно не существует, это утопия).
- Школьная форма решает проблему выбора иной одежды для посещения школы и ограничивает потребность детей в брендовых, модных вещах.
- В образовательных организациях форма ориентирована на чувство психологического единства, гордости за принадлежность к определенному учебному заведению и коллективу.
- Сторонники школьной формы полагают, что она улучшает поведение детей, снижает число конфликтов и ситуаций школьной травли (буллинга). Хотя, если подумать, всегда, к сожалению, найдут, до чего докопаться…
Противники формы для школьников считают, что она оказывает на детей преимущественно отрицательное влияние:
- Ограничивает возможности самовыражения.
- Не решает проблему зависти и социального неравенства. Материальный статус детей из обеспеченных семей может выражаться через гаджеты последнего поколения, фотографии о доме с бассейном и каникулах в престижных отелях и т.д.
- Школьную форму (особенно в муниципальной школе), как правило, неудобно носить, обычно она плохо пошита, изготовлена из ткани низкого качества.
- Большинство детей предпочитает свободу, и одежда по собственному выбору является одним из способов самовыражения ученика (см. п. 1). Следовательно, если школа навязывает детям стандартизированную форму, то таким образом лишает их индивидуальности. В такой ситуации учащиеся чаще всего попадают в психологическое неприятие школы.