На сей раз пойдем налегке и попробуем обойтись без деталей, чтобы внимание не уходило в стороны от рассматриваемого предмета и было проще найти ответ, достойный доверия.
Одним из актуальных вопросов в педагогическом сообществе является повышение качества образования и критерии оценивая результатов обучения (это если официально). На сегодняшний день разработано множество методик по определению критериальных показателей компетенций, приобретаемых учениками/студентами после освоения конкретного предмета. Основным содержанием таких методик является соотношение каждой положительной оценки и соответствующего ей отдельного блока знаний, умений, навыков.
Однако такой подход не отражает учебные достижения школьников или студентов. Представляется, что оценка качества образования должна быть объективной, прозрачной, открытой, оперативной — и при этом носить накопительной характер. В таком контексте актуализируется роль формирующего оценивания в образовательной деятельности. При таком способе, задавая вопросы на экзамене, преподаватели хотят выявить пробелы в освоении учениками/студентами элементов образования, чтобы затем улучшить результаты. Формирующее оценивание, как самая популярная педагогическая технология, рассчитана на повышение внутренней мотивации обучаемых. Суть данной формы заключается в выявлении самим учащимся своих сильных и слабых сторон, в моделировании им же траектории дальнейшего саморазвития. Несмотря на дискуссионность данного вопроса и неоднозначного отношения педагогов/обучаемых к формирующему оцениванию, оно более адекватно установкам федеральных государственных образовательных стандартов в части формулировки главной компетенции (умение учиться самостоятельно). Ну, это в идеальном мире, где вредный педагог не имеет цели завалить ученика.
В то же время экзаменуемый должен четко понимать критерии оценивания и требования, которые необходимо выполнить для получения высокой оценки. Оценивая результаты ответов ученика, экзаменатор, не сравнивая с остальными, подчеркивает его индивидуальные достижения и успехи. Эффективным способом повышения стимулирующей роли оценивания также является правильно организованная система подготовки к экзамену.
Все перечисленное выше свидетельствует о том, что преподаватель, задающий школьнику (или студенту) вопросы на экзамене, хочет удостовериться в уровне подготовки и выявлении объективной динамики усвоения знаний в течение учебного периода (семестр или учебный год).