Первое, с чего следует начинать формирование образовательной стратегии, – это целеполагание. Под целью понимается субъективный образ конечного результата обучения.
Поставить цель – значит решить, что и каким образом будет сделано в процессе учебы. Это тщательно продуманный путь организации и руководства деятельностью учащихся.
Любая цель должна быть четко сформулированной, понятной, достижимой, проверяемой и конкретной. Цель необходимо ставить совместно с родителями обучающегося, исходя из их запросов, а также учитывая индивидуальные особенности и склонности самого ребенка.
Цель в стратегии обучения может быть краткосрочной (на один урок или тему), среднесрочной (например, на изучение курса одного предмета) и долгосрочной (на несколько учебных лет или на всю школьную жизнь).
Далее, опираясь на цель, необходимо обсудить с родителями задачи обучения. В отличие от целей, их в образовательной стратегии может быть сколько угодно много.
Цели и задачи следует обязательно проговорить с ребенком. Также стоит сразу зафиксировать степень самостоятельности ребенка и критерии успеха, указывающие на то, что цель достигнута, а задачи выполнены. Необходимо убедиться, что понимание целей и задач стратегии образования у педагога, родителей и ребенка не отличается.
Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребенку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников, дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.
Главная задача педагога при реализации индивидуальной образовательной стратегии – создание оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности. Ему отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта.
Основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность образовательной стратегии:
- разнообразие и постоянная смена видов детской деятельности, объединенных образовательной целью и программой;
- индивидуальные программы и маршруты обучения ребенка с учетом его интересов, способностей, темпа развития, индивидуального стиля обучения, характера социального запроса родителей и степени их взаимодействия с педагогом;
- вариативность мер профилактики утомления, учитывающей психофизиологические особенности конкретного ребенка;
- активизация позиции детей по отношению к разным видам деятельности, формирование опыта самоорганизации, самодеятельности, саморазвития;
- создание эмоционально комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
- уважение личности каждого ребенка, формирование его положительной самооценки, «Я-концепции»;
- включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов (детей, педагогов, родителей).
- поддержка интересов ребенка со стороны взрослых (без давления);
- проблематизация содержания образования, создание поисковых ситуаций незавершенности, многозначности , множественности решений;
- поощрение вопросов, инициативы и самостоятельности;
- ознакомление родителей с задачами образования детей и формами работы;
- согласование с родителями маршрутов индивидуальной стратегии образования ребенка, учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка;
- формирование у ребенка умения обоснованно и культурно противостоять давлению авторитета в отстаивании своего мнения.