Подобное расположение школьной мебели обусловлено двумя факторами: нормативным и традиционным.
Первое – нормы СанПиНа, выработанные на основе типовых проектов зданий и принятой в Пруссии и других германских государствах XIX – начала XX века. В рамках этой модели педагог в ходе урока стоит у доски или сидит за учительским столом. Отталкиваясь от этой идеи, отечественные авторы вели разработку собственных проектов. Например, в 1910 году редакция журнала «Городское дело» провела конкурс на лучший проект типового школьного здания, впоследствии проекты финалистов использовались для постройки школ уже в советское время. Все эти проекты были «заточены» под задачу построить большое количество школ в сжатые сроки, поэтому всё было стандартизировано. Между партами и доской, например, должно было быть 2.60-2.80 метра, а расстояние между рядами ученических рабочих мест не должно было превышать 60 сантиметров.
Предполагалось, что окна в классах будут располагаться с левой стороны, напротив входной двери, а все занятия будут проводиться в своём кабинете.
Впоследствии проекты изменились, но расстановка школьной мебели ещё очень долго оставалась прежней, а кое-где (особенно – в школах с деревянными перекрытиями) и до сих пор остаётся таковой.