Пребодинг, по моим наблюдениям, бывает двух видов: адаптационный (знакомство с корпоративными информационными системами, проектная специфика и др) и рескилинг (обучение новой специальности). Сфокусируюсь в ответе на втором виде.
Сейчас много компаний IT-кластера идут по этому пути. Многие идут по этому пути не от «хорошей жизни» и под влиянием роста бизнес-вызовов (действующих ресурсов не хватает или нет новых компетенций). Выбор отчасти объясним недостатком необходимых соискателей на рынке труда, отчасти от желания сократить период адаптации, отчасти от желания создать побольше отличий от конкурентов и др. Поэтому открываются профильные EdTech стартапы, кэптивные курсы, совместные кафедры на базе Университета/Института, организуются буткемпы/хакатоны и др. активности.
Плюсы:
- Кастомизация обучения. В программе обучения оставляют самое важное, ценное и актуальное. Минимум «воды», максимум сути.
- Сокращение периода адаптации. Качественное обучение - катализатор социализации и профессионального роста.
- Решение прикладных, а не виртуальных задач. Обучающие приобретают опыт и наполняют портфолио, а Компании закрывают свои потребности.
- Рост лояльности к Компании и к технологии. Многие корпоративные IT-евангелисты и эксперты, которые ведут обучение в рамках пребодинга, люди очень харизматичные и фанаты своего дела.
- Лучшие обучающиеся получают более вакантные позиции, тк в рамках обучения происходит мониторинг успеваемости и наиболее успешные студенты приглашаются в более интересные проекты и сильные команды.
Минусы:
- Несмотря на ученический договор (во многих компаниях он есть) в процессе обучения человек может передумать работать по новой специальности или уйти на более лакомые условия к конкурентам.
- Разнородная учебная мотивация. Кто-то проводит такое обучение бесплатно, кто-то на паритетных началах, а кто-то за счёт соискателей. Во всех случаях есть свои плюсы и минусы.
- Любое качественное обучение не может быть экспресс-быстрым. Поэтому данный формат обучения не работает, когда человек в проект нужен «прямо сейчас»
- Не во всех IT-командах есть внутренние спикеры/лекторы/преподаватели с пониманием/опытом обучения взрослых. Недостаток знаний в Педагогике/Андрагогике рикошетит на качестве обучения. В этот минус ещё можно включить отсутствие учебных аудиторий, отсутствие профессионального пониманиям дизайна обучения, недостаток мотивации ведущих обучения (многим не платят отдельно за обучение) и др.
- Порой затраты на такое обучение превышают затраты на поиск уже готового специалиста с рынка труда.
У всего есть две стороны медали. Пребординг не исключение. Перед тем, как внедрять важно провести калькуляцию всех преимуществ и недостатков!