Киновед, кинокритик, историк кино, ведущая... · 16 сент 2022
Кино, конечно, рождено было из духа времени: как и всякий медиум, оно не взялось из ниоткуда, и во многих странах так или иначе были свои "киноопыты" еще и до Люмьеров. Но так уж вышло, что именно братья Люмьер, которые, надо сказать, и кинематограф свой изобрели только благодаря уже существовавшему эдисоновскому кинетоскопу, обозначили основное направление будущего искусства. Они прочно усадили кинематограф в сферу развлечений, где он большую часть времени проводит и сегодня. Но все же и научным инструментом кино было с самого начала. Опыт Майбриджа с фотобудками, выставленными вдоль поля на ипподроме, чтобы зафиксировать движение лошади (когда сенатор, спора ради, решил выяснить, возможно ли, что все четыре копыта галопирующей лошади находятся в воздухе и нанял для этого местного фотографа) или опыты с фоторужьем Марея. С них и начинается, как правило, история кино (если не с Платона, конечно). И это кино далеко от увеселений. Оно мечтает о грандиозной научной карьере, мечтает о том, что теперь сможет заснять полет птиц и научить людей летать, мечтает царить в университетах и школах.
Лошадка Майбриджа (одна из)
И даже когда уже вовсю снимают игровые фильмы на протяжение 1910-х, не стихает разговор об образовательных показах (благо, что хронику тоже снимают вовсю, а там появляется масса всего задокументированного, а значит и вполне себе подходящего под образовательный материал). Детей стараются как можно меньше пускать в кинотеатры (не только из-за бульварных сюжетов, но и из-за небезопасных порой кинозалов, где чего только в темноте не случается), зато кинематограф не раз объявляется в школе и образовательных кружках. Вообще, все начинается с того, что в школу кинооператор с камерой заглядывает как любопытствующий. Еще в 1900-м году появляется статья, о «школьном кинематографе», только сделан он пока не для учеников, а о них: в ролике показана работа французской школы. Но уже к 1917 году, с регулярными дискуссиями на эту тему, можно в журнале «Проектор» увидеть даже отдельную рубрику «Школьный кинематограф», где обсуждаются уже как раз образовательные показы для детей.
Фрагменты с описанными текстами 1900-го и 1917-го.
В разны годы, что в 1930-е, что в 1970-е, сильно направление научно-популярных фильмов для более или менее общей аудитории, в этом случае все решается, конечно, их доступностью: где и кому их показывают. И это не говоря о том, что и жанр образовательного кино отлично себе существовал ориентировочно с 1910-х годов. Но с ним нужно обращаться осторожно: фильмы, сделанные как образовательные, зачастую являлись госзаказом и несли тяжелую идеологическую и пропагандистскую нагрузку. Но не только, было и много отличных примеров. Здесь можно найти много разных вариантов — это archive.org выделил для образовательного кино отдельную секцию.
Тут еще важно техническое оснащение (да, не только развлечение или научный инструмент, но и технология — важная часть кино). Скажем, в американских школах традиция отдельных образовательных показов очевидно крепче и дольше, чем была вообще возможна в СССР, где и переход с немого к звуковому кино занял пол десятка лет. То же и с телевидением, которое развивалось в разных странах по-разному, а ведь оно в какой-то момент тоже открыло для себя формат образовательных программ (и шоу), пригодных для детей и взрослых. Википедия, вот , подсказывает, что в США водораздел произошел между 1950-и и 1960-и, когда против сугубо развлекательного tv в 1962-м выкатили целый ряд образовательных программ и более полные новостные блоки.
Обучающая «Улица Сезам»
Пока что все выглядит так, что роль кинематографа в образовании детей ровно такая, какую ей отводят учителя, родители и сам ребенок. Она может быть огромна. А может быть и совсем незначительной. Кино никогда не было однонаправленным медиумом. Оно применимо в массе сфер, представляет собой целый набор не столько даже жанров, сколько видов — мы называем кино и третьесортную мелодраму, и новый образовательный мини-сериал на Netflix, и научпоп 1970-х о космосе, и современную анимацию (это же полноценный фильм!). Кино смотрят на фестивалях, в аудиториях, в классах школ, дома на диване. И, как и в 1910-х, можно мечтать о том, чтобы потенциал кино как полноценного образовательного медиума был бы раскрыт, проблема только в том, что так как кино уже давно не новость, никто эту тему активно не обсуждает. При этом наглядность «движущейся картинки» — отличное подспорье во всякого рода образовательных процессах. Но тут надо помнить, что можно сколько угодно ребенку подсовывать «Дашу путешественницу» или «Фиксиков», но без отдельного обсуждения все это будет работать только наполовину, если будет вообще.
Мы с супругом почти 9 лет показывали кино детям по домам культуры, школам, детским садам. На наших киносеансах побывало более 20 000 юных зрителей. Я не буду сейчас ни с кем спорить, лишь поделюсь своим опытом.
Образование -... Читать далее
Культовое кино, как и книги, формирует тренды, по которым будут жить поколения людей. Хорошие фильмы разибрают на цитаты, обсуждают на кухнях и пересматривают даже спустя десятки лет.
Вспомните троицу "Трус, Балбес, Бывалый"... Читать далее
Я думаю, что у каждого поколения свой кинематоргаф и по форме и по содержанию. На смену глубоким, "психологичным" фильмам с длинными планами, диалогами и сценами пришли экшен-фильмы с короткими клипами и разными планами... Читать далее
Что самое смешное, отвечу полной цитатой В,И Ленина: "В эпоху всеобщей безграмотности, важнейшим из искусств для нас является кино" Не умеющие ещё читать дети отлично усваивают только то, что увидели. А значит и давать... Читать далее
Я считаю что это скорее развлекательная, нетрадиционная форма обучения, и подходит больше начальной школе. Как максимум начальным классам средней школы. Но в целом, конечно же, пойти куда то смотреть какой то обучающий... Читать далее
Кино научнотехнический прогресс ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ!
Самый первый фильм был создан первобытным ЧЕЛОВЕКОМ рисунками в пещерах.
Кино в системе образования СССР для детей был самым крутым!
Кино не средство образования, Кино часть... Читать далее