О необходимости усиления взаимосвязи школьного образования и сферы предпринимательской деятельности (бизнеса) говорят давно. И если в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) этот вопрос более или менее решается, то в остальных регионах такое взаимодействие практически отсутствует. Программы типа «Обучение через предпринимательство», «Основы финансовой грамотности», «Школьная лига Роснано» можно пересчитать по пальцам. Главной проблемой в этом контексте являются сложившиеся представления у обеих сторон, не совпадающие с реальностью. К примеру, представители бизнеса видят лишь консерватизм школы и ее неспособность к адаптации в мире рыночных отношений. С другой стороны, школьные менеджеры крайне негативно относятся к бизнесменам, которых, по их мнению, ничего, кроме доходов/прибыли, не волнует.
В то же время сотрудничество бизнеса и школ потихоньку да налаживается. Все чаще именно бизнес становится организатором новых образовательных программ и проектов в школах. В качестве форм такого взаимодействия можно рассмотреть:
- в рамках программы «Обучение через предпринимательство» школьники посещают предприятия и изучают структуру производственных фондов, маркетинговую политику, основы управления персоналом и т.п.;
- проводятся деловые игры, одной из которых является «Журналист»: посетив предприятие, ученики выполняют функции журналистов, корреспондентов;
- разрабатываются исследовательские проекты непосредственно на предприятиях (аналог стартапов);
- организовывается работа учащихся школ с бизнес-кейсами;
- проект «Школа завтра» для продвижения собственного бренда и расширения производителей/продавцов и потребителей/покупателей. На средства предпринимателей было организовано обучение учеников тринадцати школ Санкт-Петербурга;
- в рамках реализации сетевого проекта создана популярная программа «Школьная лига РОСНАНО», главная цель которой заключается в образовании учеников в сфере естественных наук, основ нанотехнологий, технопредпринимательства.