Я согласна со многими отвечающими, ЕГЭ — это действительно экзамен с четкой структурой и понятными требованиями. Мне кажется, не стоит говорить о ЕГЭ в целом, поскольку экзамены по разным предметам могут быть разного уровня сложности — все же русский и базовую математику сдают все, а профильные предметы нужны для поступления в вуз.
О плюсах и минусах ЕГЭ тоже говорить не буду, поделюсь впечатлениями о ЕГЭ по русскому языку, к которому готовлю на протяжении многих лет (
https://vk.com/rusinfun).
Я вижу тенденцию к усложнению. В тесте все меньше угадайки, все больше заданий, где нужно думать. Думаю, это связано с новым ФГОС и переходом от знаниевого подхода к практико-ориентированному, а также установкой на проверку функциональной грамотности. Высокие баллы получить все сложнее, средний балл по России в 2022 году стал ниже.
И все же тестовая часть решаема: каждое задание проверяет определенный набор правил и требует применения конкретных навыков. Все это известно заранее.
Сочинение за последние несколько лет тоже стало сложнее, но все еще есть четкие и понятные критерии. Даже когда я не была экспертом ЕГЭ, я готовила учеников на максимальный балл.
Сейчас нужно провести более глубокий анализ исходного текста, но нет необходимости приводить аргументы из литературы, в качестве обоснования собственного мнения годятся примеры на уровне "перевести котенка через улицу, спасти бабушку".
Проверяют сочинение мягко — я работаю экспертом с 2018 года. Эксперты редко обнуляют проблему (тогда бы ученик терял сразу 9 баллов), лояльно относятся к речевым ошибкам, до последнего ищут, за что можно поставить балл (а не снять). Школьные учителя проверяют гораздо строже.
И все же никто не застрахован от непредвиденных обстоятельств.
- Как это ни прискорбно, в экзаменационных заданиях бывают ошибки. И в этом никто никогда не признается. Не просто так на официальных сайтах не публикуются все экзаменационные варианты.
- Исходные тексты могут быть неравноценными по уровню сложности. Да и вообще они могут быть откровенно неадекватными — однажды был текст про ноосферу Вернадского.
Нельзя забывать про стресс на любом экзамене, но мне доводилось быть организаторам в ППЭ. Некоторые преподаватели будто звереют: дети и так нервничают, так они еще и создают обстановку, в которой просто невозможно находиться. Даже на нас, сотрудников, член ГЭК пыталась повышать голос, а детям хамила сразу на входе.
Сложен не сам ЕГЭ, сложно выдерживать напряжение, которое сопровождает одиннадцатиклассников на протяжении всего года. Школьные учителя распространяют мифы о проверке и запугивают учеников, не говорю уже о том, что убивают их веру в себя. Мне доводилось сталкиваться и с родителями, для которых 100 баллов было единственной ценностью, а на моральное состояние ребенка им было просто плевать. В итоге так одна моя ученица сдала на 96, хотя вполне уверенно шла на 100. Для мамы это была трагедия! А девочка перезанималась и перенервничала, вот и все.
ЕГЭ не так страшен, как его малюют, но готовиться все же нужно. Баллы можно потерять еще и из-за банального незнания требований или правил оформления бланков. Но на первом месте должно быть здоровье — физическое и психическое, "убиваться" точно не стоит (кстати, именно поэтому в моей школе работает психолог, а на очных встречах мы всегда проводим упражнения на снятие тревожности и снижение уровня стресса).