ЕГЭ, безусловно, имеет очевидные преимущества:
- нет дублирующих вступительных в вузы экзаменов для выпускников средней школы;
- возможность подачи документов в несколько вузов на разные специальности;
- шанс пересдачи в последующие годы для получения более высоких баллов;
- срок действия ЕГЭ — четыре года.
В то же время ЕГЭ – это сложное и по содержанию, и по процедуре сдачи испытание для каждого абитуриента.
- Во-первых, программа каждого ЕГЭ составлена таким образом, что к требованиям относится материал, выходящий за пределы школьного учебного плана. Поэтому без репетитора с нею не справится практически каждый ученик.
- Во-вторых, ученики попадают в стрессовое состояние при его проведении из-за жестких правил организации:
- личный досмотр;
- наличие большого количества видеокамер;
- невозможность уединиться даже в туалете и т.д.
- В-третьих, все учащиеся вынуждены готовиться к математике и русскому языку, которые возможно, не понадобятся для будущего обучения.
4. Волнение выпускников школ связано и с невозможностью исправить (уточнить) допущенную неточность (ошибку). Автоматизированная форма проверки ответов ЕГЭ ограничивает выбор альтернативного ответа.
Единый госэкзамен в общей сложности (с учетом пилотного периода) применяется в нашей стране вот уже более двадцати лет, но все страхи, тревога, стресс не становятся легче.
Сопоставление методик проведения ЕГЭ и экзаменов в прежнем формате показывает перевес недостатков первого. Кроме перечисленного выше давления на психику учеников, можно также отметить такие минусы, как:
- отсутствие устных экзаменов по гуманитарным предметам, что лишает детей высказать собственное мнение по дискуссионным вопросам;
- все участники образовательного процесса (учителя, родители) ориентированы на подтягивание (натаскивание) учеников к ЕГЭ и получение высоких баллов. К примеру, зарплата преподавателей зависит от того, как их ученики сдали экзамен. Дело дошло до того, что одним из показателей эффективной работы руководителей регионов стали результаты ЕГЭ в подведомственных школах!
В настоящее время средняя школа стала выпускать слабо подготовленных учеников, что негативно сказалось на качестве деятельности и высших учебных заведений.
К началу 2022-2023 учебного года готовится реформа системы российского образования, что снимет в том числе названные проблемы, будем надеяться.