Может, но не обязан. И ни в коем случае не должен. Жизнь учителя - служение своим ученикам. Если ученик будет чувствовать на себе груз ответственности перед учителем, значит учитель поломал жизнь ученика. Этого быть не должно. Хороший ученик не тот, кто многого достиг, хотя это и льстит учителю. Однако, хороший учитель - воспитатель, и лишь потом предметник. Он воспитывает на основе своего предмета, но воспитывает. Однажды одна из моих учениц, троечница, сказала мне такую фразу: "Когда к нам в бухгалтерию присылают новую программу, то ее дают мне, чтобы разбиралась. Я сажусь, и первым делом вспоминаю Вас. Вы говорили так. Помните, все программы пишут люди. Пишут их так, как понимают проблему. Очень часто, они вообще не понимают, о чем пишут, но программа есть, и она работает. Правда иногда - с ошибками." Не дословно, но около того. И мне было очень приятно. Я даже не помнил ее фамилию, а что то в нее я все таки зародил. Есть примеры и по красивее. Но в любом случае, учитель работает для людей. Для всех людей.
Моя мама была учителем математики. Хорошим учителем. Ей все время давли худший класс, потому, что она умела из хулиганов делать людей. Она была хорошим математиком, но думаю, что те ее ученики, которые вместо тюрем пошли в жизнь, вспоминают ее теплым словом. Она мало бывала дома, отдавалась своим оболтусам. Но результат был, и, думаю, оно того стоило. Хотя маминого тепла может и не хватает.
Когда у меня встал вопрос в семье: школа или семья (я пропадал с учениками до вечера), я выбрал семью. Сейчас я - репетитор - и это тоже хорошее поле деятельности для учителя. не преподавателя, а именно учителя. То есть не предметника, а человека. Получается. И я очень этому рад.