Если говорить об общеобразовательной системе, то избавление от списывания это утопия.
Если школа научила только списывать с доски, с учебника чужие мнения и решения, а не сформировала у ребёнка самостоятельность мышление, то и удивляться нечему.
В школах одарённых детей, специализированных учебных заведениях, где индивидуальный подход к образованию каждого ребёнка, данная проблема отсутствует как лишний элемент.
Надеюсь, понятно, что пока образование будет общим, в классы будут попадать дети с разным уровнем способностей, развития, потенциала, мотивации и особенностями поведения списывание будет присутствовать, так как невозможно всех подряд образовать на одном уровне.
Но есть и возрастные особенности... Педагоги говорят, что у девятиклассников списывание встречается чаще, чем в 11. Это может говорить о разной ответственности в подростковом и юношеском возрастах.