Вход в трудовую деятельность после учебной есть и будет всегда. Это нормальный кризис выработки новых способов.
Другое дело, что реальность часто убивает фантазии.
Ошибка и счастье молодости - жить мечтами. Будущая профессия (если она считается желанной) романтизируется. Убивают мечту рутина и неустойчивость внутреннего настроения на победу. А еще азарт сильно понижается, если нет правильного наставника, который в профессию введет.
Не знаю, как у Вас, но у меня есть знание о том, что во многом наше вдохновение - это правильно выбранный "угол зрения" на ситуацию. Другое дело, что он исходит от человека.
Однажды мне сказали "комплименто-упрек". Я довольно много занималась сценариями школьных праздников. Так как это действо проходило в рамках КТД (см. другие мои статьи о том, что это такое, или можно посмотреть в других источниках) - в общем, к этому действу привлекаются дети. Так вот, комплимент, он же упрек от моего коллеги состоял в том, что в совместной работе со мной детям было работать весело и легко - мы много шутили, все были заняты делом, мы находили много текстов для работы, мы накидывали идеи, и главное, это было как бы "играючи". Однако, упрек, он же комплимент состоял в том, что я не показывала, какой большой предварительный труд стоит за моим легким и быстрым стилем работы. Мой коллега уверен, что я просто обязана была показать, как много до этого я перелопатила материала, чтобы иметь те золотые крупицы способов, которые имею.
Он и прав, и не прав. Прав в том, что когда дети сядут за такую работу сами, у них есть вероятность "сесть в лужу", не имея достаточно навыка самостоятельности и наработки того же культурного уровня, достаточного для легкой работы.
А не прав в том, что они тут же растеряют свой интерес. На самом деле угол зрения уже задан. Задана ситуация, где есть хороший результат и работа в радость. А значит, у человека, который так может, есть способы, которых я пока не знаю, но мне они точно нравятся. Это заражает желанием добиться такого же уровня. За наставником хочется идти, а еще его хочется превзойти.
Поймать радость от работы, от рутины этой работы можно через человека. Как можно полюбить творчество поэта, после того, как услышал исполнение его стихов из уст другого человека в определенный момент, или с определенным мастерством.
Я бы на последних курсах "подсаживала" студентов к мастерам, как в садоводстве, прививают культурные сорта на дички, чтобы получить устойчивое, жизнеспособное растение с нужным качеством плода (простите меня, биологи, если я сейчас неграмотно прошлась по терминологии, в поисках образа).