Главная проблема системы образования заключается в том, что высшие учебные заведения пока еще не готовы устранить серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и запросами работодателей к уровню их профессиональной готовности.
Для устранения сложившегося несоответствия обучение должно быть организовано так, чтобы готовить студентов вузов к адаптации в стремительно меняющемся рынке труда, прививая им соответствующие знания, умения и навыки. Проектирование системы обучения в современных рыночных условиях базируется на новых образовательных технологиях в цифровой среде. Самыми продвинутыми вузами в мире считаются наиболее практикоориентированные, где соотношение теоретической и практической подготовки формируется в пользу второй. То есть, начиная с первого курса, студенты погружаются в ту среду, в которой потом будут работать: деловые игры, вебинары, производственные практики, стажировки и т.д. Занятия по дисциплинам специализации проводят эксперты и специалисты-практики.
В данном контексте особую роль играет производственная практика в серьезной компании с высококвалифицированным персоналом. В этой ситуации практика будет более эффективной: одновременно обучающая, развивающая, воспитательная и оценочная.
Новые модели обучения в престижных вузах основаны на таких принципах, как предоставление студентам фундаментальных знаний одновременно и развитие профессиональных навыков. Здесь уместны активные методы, включающие проблемное обучение, систему инвариантов, деловые (имитационные) игры, психологические тренинги и т.д.
Немаловажную роль в подготовке хороших специалистов играет мотивация самих студентов. Однако здесь возникает еще одна проблема, связанная с неподготовленностью выпускников школ. Как правило, большинство из них не имеет четкого представления о будущей профессии и поступает в вузы по желанию родителей или совету друзей. Разочаровавшись в профессии, такие выпускники вузов начинают работать не по основной специальности. Современный рынок труда характеризуется глубоким разрывом между спросом и предложением рабочей силы: с одной стороны, большие потоки тех же экономистов и юристов с высшим образованием (предложение), с другой – незаполненные заявки работодателей на другие специальности (спрос). Причина такого явления состоит в слабой взаимосвязи образовательных учреждений и общественной потребности в кадрах.
Перечисленное выше свидетельствует о том, что для решения проблем при трудоустройстве выпускников вузов необходимо активизировать практическую составляющую в системе их обучения.