Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Согласны ли вы, что у современных учеников и студентов короткая историческая память? Как вузы и школы могут это исправить?

ОбществоОбразование+3
Любовь Кобцева
  ·   · 24,0 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 23 мая 2023  ·
asocial_gumoMEM
Вопрос, конечно, что автор понимает под исторической памятью, потому что обычно это понятие относится к большим общностям типа наций. Если имеется ввиду, что современные ученики и студенты плохо знают историю - да, это так. Правда ничуть не лучше ее знает и большинство из тех, кто уже давно отучился. Разница только в том, что нынешние школьники не знают историю и не переживают по этому поводу, а старшее поколение не знает истории, но убеждено в том, что знает. Правда это знание - в лучшем случае то, что они запомнили со школы (спойлер - в школе не учат и не учили истории), разбавленное бессистемным чтением в более старшем возрасте.
И вузы (если не брать те, где конкретно учат историков) со школами никак эту ситуацию не исправляют, потому что перед ними и не стоит задача научить истории как науке. Никто в школе не изучает методологию истории, источниковедение и историографию - а без этого никакого освоения науки невозможно. Это примерно то же самое, если учить математику без теорем, просто запоминая каждый конкретный ответ в каждой конкретной задаче. У кого память получше - те будут помнить больше дат и имен, но это не про знание истории, а про возможность блеснуть на интеллектуальной игре (или в разговоре). У школьного (и базового вузовского) курса истории совершенно другая задача: создать набор базовых маркеров, для отличения "своей" общности от "чужой". Проще говоря: курс истории в школе - это курс патриотизма. А поскольку государство и государственная идеология регулярно меняется, то и понимание патриотизма меняется вместе с ними (это как раз то, что привыкли называть "переписывание истории").
Если же под короткой исторической памятью имеется ввиду слабый интерес к прошлому страны - да, у школьников и студентов он ниже, чем у более старшего поколения. Ну так они больше интересуются современностью и будущим, а не прошлым, потому что у них еще все впереди, они хотят понимать как жить сейчас, поэтому они более активно следят за современной повесткой - во всех отношениях. Проблема старшего поколения в том, что оно принимает свой житейский опыт за более глубокое понимание истории, которое, якобы, позволяет им делать выводы о современности и будущем. Но на самом деле это не так.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
3 эксперта согласны
Гораздо лучше кабинетных гуру житейский опыт связки отец-сын на интервале 1920- 2020 позволяет судить обо всех... Читать дальше
@ВИМИ, Вот, собственно пример того псевдознания, о котором я говорил. Очень наглядно, спасибо.
История - " наука" продажная. Переписывается и исправляется.  Историческая память разная у монархистов, националистов, социалистов. Учить какой?
@Дядя Миша, номер счета дать, чтобы я мог свою долю получить? 
Целиком согласен с автором ответа. Впрочем, ничего более вразумительного и не скажешь. Это мое личное мнение. 
Однако имею и вопрос:
История - просто перечень событий прошлого (подойдет для исследователей, но простой обыватель может "запутаться")? Либо с комментариями исторической личности, достойной доверия. Хотя на практике здесь порою происходит борьба мнений. 
@Aleksei Kuzmin, ооо, нет, история - это не перечень событий. Это очень сложный процесс, в котором одновременно участвует множество действующих лиц, у каждого из которых - свои интересы и свое видение происходящих событий, соответственно - своя интерпретация. Так что никакие комментарии исторической личности не помогут - любая личность всегда накладывает на свои комментарии отпечаток себя.
Спасибо! Как всегда очень интересно.
Простите тупого, правильно ли я понял, что изучение истории „по-большому“, это как у Льва Николаевича Гумилёва: зависимость исторических событий от неисторических причин: географии, ландшафта, климата, а также неизвестно по каким причинам произошедшего „пассионарного толчка“? Например, походы Тамерлана ограничивались сезоном: трава растёт по весне — Тамерлан идёт на север, трава отмирает поздней осенью  — Тамерлан идёт обратно на юг?
Я не спрашиваю, прав Гумилёв или нет, интересно о таком подходе вы говорите?
А об источниковедении, методологии и историографии в школе разве не дают представление? Я до сих пор помню что-то такое из школьного учебника: „Откуда учёные узнают…“
@Alexey Petrov, ну, в целом да - представление об истории, как о многофакторном процессе, причем разные комбинации факторов могут давать совершенно разные результаты, несмотря на внешнюю схожесть. Что нет какого-то единого подхода, который мог бы объяснить все. 
По поводу источниковедения, да есть такой раздел "Откуда ученые узнают…". А должен быть: "Как ученые это узнают". Вот именно этому "как" в школе не учат.
Ещё, если можно, вопрос от тупого, прошу прощения. Если каждая историческая личность делает историю „под себя“, то чем тогда история отличается от литературы?
@Alexey Petrov, если мы имеем дело с "комментариями исторической личности" - то это и есть литература, по сути. Но из этой литературы можно извлечь что-то для истории, если понять, почему эта личность именно так комментирует.
Пенсионер   · 26 мая 2022
Историческая память присуща социуму в целом, как совокупность методов и институтов передачи знаний о прошлом новым поколениям. Если в конкретной стране это есть, то новые поколения впитывают в себя исторические познания с... Читать далее
3 эксперта согласны
Историческая память учащихся - это если бы они понаблюдали историческое событие, а потом забыли его)
НЕТ ВОЙНЕ, Педдизайнер в Я.Практикуме, 🏳️‍🌈  · 29 мая 2022
Судя по реакции российского общества на войну России против Украины, эта память не сильно длиннее во всех поколениях. Даже тех, которые родились сразу после Второй мировой.
2 эксперта согласны
Пенсионер   · 8 июн 2022
У одного поколения всегда короткая историческая память. Народ дожен передавать сведения о своём прошлом САМ, как делали это во времена летописцев и сказителей. Если за дело берутся власти, то они всегда будут искажать нашу... Читать далее
1 эксперт согласен
Сложнее исказить историю, чем это сделали летописцы от православной церкви - вообще сложно! Если Соловьёвы-Скабеевы... Читать дальше
Я филолог-германист, специалист в области...  · 23 мая 2023
У большинства учеников и студентов вообще короткая память. Так было, есть и будет. Вдалбливание знаний, которые не интересуют обучаемого, неблагодарное занятие. Будь то история, химия, физика, математика, русская грамматика или... Читать далее
Занимаюсь редактированием, написанием текстов...  · 29 мая 2023
Чаще работать с контурными картами, цветными карандашами отмечать важные исторические события. Создавать плакаты по темам уроков, рисунки, аппликации. Смотреть фрагменты исторических фильмов, читать отрывки из интересных... Читать далее
Душепопечитель: радоваться с радующимися и...  · 23 мая 2023
Не только историческая память и даже не только память вообще, но и общая мыслительная способность в современном обществе основательно деградирует. И правда: зачем трудиться-запоминать, если всегда под рукой, в каждом кармане... Читать далее
Намасте живу - дышу - учусь.  · 26 мая 2022
А у кого она, не короткая? "Историю пишут победители" "История хранит свои тайны" "История формирует будущие поколения" Эти широко известные фразы,  хоть и всегда "на слуху",  но на деле лишь "сквозят по ушам". На деле  любую... Читать далее
2 эксперта согласны
Как ВУЗы и школы могут это исправить? Для начала необходимо осознать значимость истории и результаты своей... Читать дальше
выпускник ЛВИМУ, работал за рубежом, бывал во...  · 21 мая 2023
Пропаганда (тотальная) с детских лет, со школьной скамьи делает свое  дело. Пока не видно различия  трактовки исторических событий  в  государственных СМИ, во всех учебных заведениях и той, которая дается в Е-центре. Если... Читать далее
1 эксперт согласен
Псионик самоучка  · 25 мая 2022
Не согласен, благодаря современным технологиям как раз таки наоборот, гораздо больше людей осведомлены об различных исторических событиях. В специальных проектах можно запрашивать данные об произошедших событиях, и если... Читать далее
1 эксперт согласен