У большинства учеников и студентов вообще короткая память. Так было, есть и будет. Вдалбливание знаний, которые не интересуют обучаемого, неблагодарное занятие. Будь то история, химия, физика, математика, русская грамматика или иностранный язык. Подавляющее большинство школьников учится по принципу: выучил, сдал, забыл. И этого никак не исправить.
Повседневная жизнь школьников далека от науки книжной. Они растут и развиваются, и едва успевают приспособиться к своему новому статусу. Их больше интересует проблема, как себя теперь вести с друзьями, родителями, преподавателями. Мальчиков – с девочками, девочек – с мальчиками. Именно эти проблемы чаще всего обсуждаются в подростковых чатах, а не законы физики, химии, возникновение государств. И наплевать на грамматику.
Вот и «изучение предметов» сводится к заданию выучить такой-то параграф, решить такие-то задачи, выполнить такое-то упражнение. Письменные задания легко списать, Устные задания учат наизусть (или не учат совсем). Но выучить наизусть параграф из учебника истории и получить пятерку, не значит изучать историю.
Но, как говорится, «в семье не без урода». Всегда найдутся такие, кого может заинтересовать тот или иной «предмет». По принципу: «он не так противен». И вот старшеклассники выбирают ВУЗ или училище. Но далеко не все. За очень многих выбирают родители. И все то же самое повторяется в ВУЗах: сдал сессию и забыл. Ну что можно сказать про историю в непрофильном ВУЗе? Пустое место. Даже «на историческом» сама история волнует далеко не всех. Главное – сдать сессию.
И вот такие «историки» учат детей в школе по единому учебнику. А единый учебник – учебник патриотизма. И снова задаем параграф такой-то, или от стр. А до стр. Б. И никаких дискуссий: как бы чего не вышло. А выйти может запросто. Дети болтливы: «А вот учитель сказал …». Да еще на смартфон запишут. А дедушка услышит, и к директору пойдет, а то и в прокуратуру напишет.
Любая наука развивается на энтузиастах. Это люди, которые «удовлетворяют свое любопытство за чужой счет». Им много не надо, да и их много не надо. Здесь главное не количество, а качество. Вот они и хранят историческую память. У непрофессионалов «историческая память» это личный опыт и то, что вбивали в школе. А у школьников и студентов исторической памяти нет и быть не может.