Прежде всего, стоит заметить, что русский перевод данного психического явления хотя и фактически точный (Impostor syndrome - "синдром самозванца"), но в русском языке несёт в себе несколько иные оттенки, нежели в его английском первоисточнике. Получается, что учитель неправомерно занимает свою должность, что он самозванец. Лучше пользоваться иным значением английского слова Impostor - "обманщик, мошенник". Человек ( в данном случае учитель) правомерно занимается своим педагогическим трудом. Но ему всё время кажется, что он обманывает и сам себя, и остальных, что его профессиональные достижения не соответствуют ни его способностям, ни его стараниям.
Дело в том, что корень данного психического явления - в самом характере педагогического труда. Особенно в ситуации современных систем образования. Ни один учитель не может приписать только себе успехи учеников. Есть ещё генетические предрасположенности учеников (способности к тому или иному виду деятельности), есть семья (здесь происходят основные события взросления), есть всё богатство социальной жизни, оказывающее колоссальное влияние на развитие детей. А есть ещё целостная система подготовки, выработанная в конкретном образовательном учреждении. Так, в одном из учебных заведений к концу 70-х годов 20 века была создана великолепная система профессиональной подготовки. Там работали выдающиеся педагоги, но не меньше было и посредственных. На выпуске же ученики и тех, и других оказывались примерно равными по профессиональному уровню. Работала сама система.
В этой ситуации педагог, склонный к самоанализу, поневоле задаётся вопросом: "А каков мой личный вклад в обучение?". Интересно, что данный вопрос чаще всего задают себе именно опытные педагоги. Более того, на определённом этапе развития педагога он непременно столкнётся с этим вроде бы противоречием.
Единственный разумный выход из данного состояния - расширение видения и понимания своего труда. Коллег-наставник здесь должен терпеливо ему показать, что его индивидуальные усилия - это только мала доля ("части часть") деятельности огромного числа личностных и социальных механизмов, которые формируют будущего человека. С одиними влияниями его педагогические усилия совпадают, другим - противоречат. Но всё это составляет большую систему взросления ребенка (ученика, подростка и пр.).