Здравствуйте, Анна.
Нужно отметить, что синдром самозванца возникает чаще всего именно у работников умственного труда, к числу которых, разумеется, относятся и педагогические работники. Более того, постоянная необходимость общаться с большим количеством людей и оценивать результаты собственного труда способствует возникновению синдрома самозванца не только у начинающих специалистов, но и у тех, кто проработал много лет и, кажется, что уже умеет управлять процессами персонального психоанализа и проработки возникающих проблем.
Давайте последовательно рассмотрим основные моменты, которые желательно прорабатывать наставнику, работающему с педагогами, высказывающими сомнения в вопросе оформления достойной персональной самореализации. Итак, как побороть синдром самозванца?
— Опирайтесь на факты, а не на личные рассуждения. Постарайтесь последовательно проанализировать действия, осуществляемые учителем; выделите те педагогические решения, которые и привели к желаемому результату. Обсудите вместе итоги проведенного исследования. Вы обязательно увидите, что, если учителю казалось, что он не приложил ни малейших усилий к достижению желаемого, то это его значительная ошибка. Повод для заслуженной похвалы есть, и он Вами фактически доказан.
— Учитесь не сравнивать. Очень важно научиться понимать, что у каждого человека обязательно имеются свои сильные и слабые стороны, каждый выбирает и реализует собственную траекторию развития, совершенствуясь и иногда ошибаясь. Учитесь вместе с коллегами сосредотачиваться именно на проявлении собственных способностей. Не стоит гнаться за миражами и опираться на результаты других коллег — это путь саморазрушения.
— Педагоги, в силу влияния особенностей данной профессии, часто бывают склонны к перфекционизму и в адрес учащихся, и по отношению к себе. Выделите следующую мысль: «Перфекционизм сам по себе не конструктивен — постоянная гонка за результатом, который должен быть идеален и безупречен, быстро истощает. Помните, что такая гонка может легко привести к профессиональному выгоранию». Педагогов просто необходимо познакомить с профилактикой преодоления всевозможных идеализированных устремлений.
— Постарайтесь помочь педагогам видеть сильные стороны в себе и не скупиться на похвалу в адрес собственной персоны. Разумеется, всё всегда необходимо рассматривать в пределах нормы и стремиться к гармонии.