Глобальных стратегий две:
- Проработка существующей ниши.
(Многие в первую очередь начинают с этого шага, тк свой бизнес понятен, уже инвестированы время/силы/финансы, есть репутация на рынке и др.)
Вектора:
- Удержание и приумножение лояльных клиентов (давно известно: что «старый» клиент - это «длинные» деньги и не требует дополнительных финансов на маркетинг: поиск/привлечение)
- Сохранение/Повышение качества услуги (клиенты умеют прекрасно «считать» свои деньги и сейчас, в условиях снижения покупательской способности, возрастает ценность личных финансов и клиенты более трепетно относятся к любым тратам)
- Сокращение «костов» (снижение затрат для повышения финансовой подушки безопасности для неизвестного будущего, для инвестиций в новые каналы продвижения, в дополнительные «плюшки» для клиентов и пр.)
- Активная позиция в работе с клиентами. Если ждали «лучшего» времени, не решались на новые подходы и др., то любой кризис - это знак для этих действий. Откладывание снижает долю рынка, делает будущее не таким очевидным…
! Если существующий бизнес полностью не актуален в наши дни, то некоторые собственники «замораживают» свои бизнесы. Например, много языковых школ, у которых нет онлайн обучения, пару лет назад (в самом начале пандемии) на почти 2 года остановили свою деятельность: расторгли договора на аренду, распустили почти весь персонал и только в этом году стали потихоньку активироваться…
2. Запуск нового проекта.
(Опытные владельцы бизнесов не верят в иллюзии и понимают, что абсолютно не все start-up’ы взлетают поэтому идут по этому пути очень осторожно и поступательно. Многие не ждут кризисов, а ежегодно запускают мини-проекты. Самые успешные масштабируют и превращают в отдельный и независимый источник прибыли).
Вектора:
- Запуск нового проекта в своей нише или в очень смежной отрасли (снижают риски, делают диверсификацию действующему бизнесу и др.)
- Совместные проекты с партнерами (снижают риски, используют потенциал двух и более организаций и др.)
- Покупка бизнеса конкурентов/start-up’ы, если позволяют финансы, интеграция разных команд и др.
Это часть потенциальных шагов. Нужно отталкиваться от текущего состояния (наличия средств, ресурсов, возможностей, спроса на рынке и др.). Для многих бизнесов сейчас благоприятное время пересмотреть свою стратегию, избавиться от балласта, усилить свои позиции и прибыль.