Методика преподавания в любой отрасли знания (право, экономика, языки и т.д.) имеет определенную специфику, и это нормально. Главным здесь является методология, то есть набор (совокупность) методов, применяемых в учебном процессе. Если первая разъясняет, как выбрать оптимальный способ и использовать его в студенческой аудитории, то метод – это уже инструмент (средство) реализации методологии.
Главное различие в методологии, а, следовательно, и в методике преподавания юридических наук в российских и зарубежных вузах, состоит в соотношении практики и теории в образовательных программах. Как правило, колледжи и университеты в странах Европейского союза, США, Японии являются практикоориентированными, что свидетельствует о приоритете изучения конкретных событий, примеров (прецедентов) по сравнению с теорией и историей. При таком подходе учебные материалы каждой темы сопровождаются несколькими судебными делами, что способствует развитию адекватного мышления студента.
К примеру, в школах права США чаще всего используют два метода: Сократа и «Передай ручку».
- Первый метод является традиционным, можно сказать, старейшим способом обучения, позволяющим выработать у студента критическое мышление и расширение кругозора. Суть метода Сократа заключается в диалоге (разговоре) преподавателя и студента, в котором последнему задаются наводящие вопросы. В результате такого общения учащиеся сами формулируют аргументированные ответы на вопросы лектора, тем самым у них развиваются логика, умение дискутировать по обсуждаемой проблеме, память.
- Аналогичные цели имеет и второй метод («Передай ручку»), который более ориентирован на то, чтобы подготовить студента (юриста) свободно выступать перед аудиторией.
В российских вузах преимущество имеют теоретические занятия (лекции, спецкурсы, факультативы и т.п.).
Безусловно, методика проведения занятий по юридическим специальностям обусловлена той нормативно-правовой системой, которая сформировалась в той или иной стране. Все отрасли права (гражданское, уголовное, административное, социальное и др.) обладают некоторой ментальностью и соответствуют определенным процедурам их использования, зависящим от страны применения.