Данное деяние подпадает под признаки правонарушения, состав которого закреплен в части 2. статьи 14.7 Кодекса об административных правонарушениях.
Объектом являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.
Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
Отношения в данной области регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
Объективная сторона правонарушения заключается в введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, или в ином обмане потребителей.
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) - передача потребителю товара (результатов работы, оказания услуги), не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям, предусмотренным в установленном законом порядке, а также умышленное искажение сведений о сроке годности товара, его сортности, продажа товара с нарушением требования о его комплектности; продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции.
По сути "введение в заблуждение…" является одной из форм / способов более широкого понятия "обман потребителей", под которым понимаются противоправные действия, нарушающие права потребителя, за которые виновных лиц можно привлечь к административной и гражданско-правовой ответственности (ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1; ст. 14.7 КоАП РФ; ст. 15 ГК РФ).
В случае введения в заблуждение относительно потребительских свойств Вы можете предпринять следующие действия:
- Прежде всего обратиться с письменной претензией к продавцу (изготовителю). Вы можете, в частности, потребовать возмещения вреда, причиненного обманом, а в установленных законом случаях и уплаты неустойки (пени) (п. 1 ст. 1064, ст. 1095 ГК РФ; ст. 23 Закона N 2300-1).
- Также вы можете обратиться с жалобой в территориальный орган Роспотребнадзора. Проведение Роспотребнадзором внеплановой проверки по Вашему обращению возможно, если Вы предварительно обращались с претензией непосредственно к изготовителю (исполнителю, продавцу) и он вам отказал или не ответил. Исключение, когда обращаться можно сразу в Роспотребнадзор, - случаи возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также случаи причинения такого вреда (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). По результатам ее рассмотрения, проверки изложенных в ней фактов виновные лица могут быть привлечены, в частности, к административной ответственности за обман потребителей.
Если организация или индивидуальный предприниматель, допустившие обман, отказались добровольно удовлетворить Ваши требования или не ответили на Ваше обращение, Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя.