Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Связана ли способность людей к счету с развитием языка?

ПсихологияФилология+1
Валерий Шульгинов
  ·   · 2,2 K
кандидат филологических наук, директор по науке...  · 10 февр 2022
Вопрос нетривиальный: можно уже начать с того, что будем подразумевать под степенью "развития языка" и как её измерять. А это отдельная проблема, поскольку про язык A нельзя вот просто сказать, что он "сложный" или "простой", без уточнения понятия языковой сложности и что вообще имеется в виду.
Вообще, зачастую какие-то необычные системы числительных встречаются у тех этносов и в тех культурах, в которых сохраняется традиционный образ жизни. Хрестоматийным стал уже пример языка пираха, приводившийся Д. Эвереттом в его книге "Не спи -- кругом змеи!", о необычном устройстве системы числительных пираха, в которой есть только счетные слова для обозначения небольшого количества, большого количества и слово со значением "все" (система числительных пираха анализируется также в статье Вяч. Вс. Иванова "Типология языков бассейна Амазонки. II. Числительные и счет" (Вопросы языкознания. 2005. №5)).
В нивхском языке система имени числительного состоит из 26 подсистем, каждая из которых связана со счетов конкретных, вполне определенных объектов (лодок, нарт, неводов и т.п.; см. об этом в очерке Е. Груздевой "Нивхский язык" в книге "Языки мира. Палеоазиатские языки", М., 1997, с. 148). Предположительно, в такой системе еще отражается связь чисел и числительных с конкретным исчисляемым объектом.
В кетском, например, система числительного также слабо развита: простых непроизводных названий чисел имеется всего 8-10, а "отвлеченное значение числительные приобретают в формулировках арифметических правил" (А. П. Дульзон. Кетский язык. Томск, 1968, с. 123). В системе кетского числительного нередки русские заимствования для наименований соответствующих чисел. Что интересно, числительное "один" в кетском имеет 2 различных формы -- для одушевленных и для неодушевленных предметов (т.е., опять видим связь понятия числа с исчисляемым объектом).
Т.е., можно видеть, что на определенном этапе развития языка и культуры этноса числительные еще сохраняют непосредственную связь с теми предметами, которые подсчитываются. А переход к понятию "числа вообще" -- это уже более высокий уровень абстракции, хотя со степенью сложности языка напрямую связать его сложно. Тем же пираха, понятие натурального или рационального числа и не нужно, наверное, совсем: в их жизненной практике такого не встречается. :)
Клинический психолог. Когнитивно-поведенческий...  · 2 февр 2022
Связана с речью. Развитие речи в детском возрасте тянет за собой почти все высшие психические функции. В интеллектуальном плане она способствует абстрагированию, обобщению, категориальному мышлению. Нарушение счета это дискальк... Читать далее
Готов помочь в решении проблем в частном порядке, экологично и комплексно.Перейти на yandex.ru/uslugi/profile/ArtemKuflevskij-1460092
Развитие мышления и решение проблем (логика, ТРИЗ...  · 21 февр 2022
Если имеется в виду способность к изучению языка, да, связана. Читал исследование, если не ошибаюсь, оно было именно про эти 2 умения. В любом случае, любые интеллектуальные способности связаны между собой - фактор G ("общий... Читать далее
Моя группа в ВК, в закрепе статья с ответами на самые популярные вопросыПерейти на vk.com/intelligenceschool