В виде шутки здесь можно вспомнить ответ Бодлера на вопрос, кто гениальнее, Гомер или Вергилий - «Гомер гениальнее на тысячу лет». А если серьезно я думаю, что вопрос не в школьной программе, включающей или не включающей в себя современных писателей, а в личности учителя. Перефразируя классика - а обсуждатели кто? Именно учитель – тот, кто открывает дверь в мир литературы (или не открывает).
Школьники в любом случае читают свои книги. Но в школе у них есть шанс открыть для себя серьезную литературу. Нзависимо от конкретных произведений — насколько школьные учителя литературы к этому готовы (к обсуждению того, что написано относительно недавно)?
Ниже — фрагмент из статьи Е. Абдуллаева по этой же теме.
От себя добавлю, что вопрос возник не сегодня (о современной литературе в школьной программе). Еще в царской России он уже поднимался, как не удивительно. Основной аргумент против был примерно такой — влияние литературы, еще не прошедшей проверку временем, идеологически будет скорее разрушительным, чем созидающим, а ее эстетическая польза очень неоднозначна (слишком сильна вкусовщина в тех группировках, которые сегодня поднимают на щит того или иного автора).
Можно было бы оттолкнуться от того, что читают школьники, и но это будет противоречить назначению школы — ненавязчиво потягивать учащихся на верхний уровень культуры, а не спускаться к ним.
Так что вопрос по-прежнему открыт.
* * *
«Современная литература, наконец, шагнула в школу. Шагнула осторожно, с оглядкой, но и это вызвало резонанс. «Федеральная образовательная программа среднего общего образования» утверждена приказом Министерства просвещения от 23 ноября прошлого года. Стоит ли изучать в школах современную литератур? Думаю — стоит. То, что было написано в последние тридцать лет. Условно говоря, постсоветских. До того мы имеем дело с литературой, устроенной совершенно иначе — и идеологически, и институционально, и эстетически. С другими важными именами. Хотя, конечно, многие авторы, получившие известность в предыдущий период, продолжали (продолжают) работать и в нынешний. «…Современный учитель практически не знаком с новейшей литературой. Понятие “современная литература” в его сознании прочно сцементировано с другим периодом, с 70—80-ми годами двадцатого столетия. И этому есть чисто методическое объяснение: в школьный учебник не может войти литература, не прошедшая проверку временем» («Знамя», 2011, № 5)[1] . Даже позднесоветская школьная программа была менее консервативна в отношении современной литературы. В середине восьмидесятых, помню, проходили «А зори здесь тихие» Бориса Васильева и «Сотникова» Василя Быкова. Обе повести были написаны в 1969-м — менее чем за двадцать лет до того. И это логично. Пятнадцать-двадцать лет — достаточный срок, чтобы произведение прошло «проверку временем», хотя бы первичную. Для дня сегодняшнего — это то, что писалось до середины 2000-х. Но никак не семидесятые-восьмидесятые».