Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Надо ли возвращать в школу изучение советской литературы: Н.Островского, А.Фадеева и пр.? Могут ли они научить чему-то полезному молодежь?

На конкурс "Литературная неделя"
ОбществоОбразование+3
Анна Цигельман
  ·   · 3,5 K
историк идей, теоретик литературы  · 28 апр 2023
"Как закалялась сталь" Н. Островского, "Разгром" и "Молодая гвардия"  Фадеева — это очень по-разному построенные книги. Роман Островского продолжает традиции символистского жизнетворческого романа воспитания, когда герой, создавая какие-то невероятные для себя вещи, творит историю и тем самым творит себя, становится реальной личностью, а не просто литературным героем. Именно это оценил Р. Роллан, сказавший, что Павел Корчагин осуществил жизнетворческую мечту их, символистов, чтобы герой романа был равен живым людям. Вопрос только в том, что этот роман, по-своему выдающийся, подразумевает вполне определенную рамку, а именно, ускоренной модернизации, великого перелома, чем оправданы и все отдельные декларации героя и автора, и вне этой исторической рамки не имеет в наши дни серьезного эстетического воздействия, уступая в качестве другим символистским романам. В этом смысле Джойс или Пастернак оправданнее как предмет интереса, они доводят поэтику символистского романа до предела, показывая, насколько сам роман условен в сравнении с мыслью о человеке, божественным замыслом о человеке, и не только форма, но даже романные события условны. 
"Разгром" Фадеева — это приключенческая книга, в которой есть идея превращения человека из слабого в сильного (Левинсон) и идея чрезвычайного партизанского положения — книга опять же была понятна в эпоху ускоренной урбанизации, когда переселение в город воспринималось как переход в мобилизованное, "партизанское" в чем-то состояние. "Молодая гвардия" — это другой тип повествования, книга о мучениках, где уже советский человек не может отождествиться с героями. Но в "Молодой гвардии" есть картина истории: история как хитрость разума (Любка, обманывающая всех немцев) и история как цепь трагических случайностей (найденный при досмотре немцами комсомольский билет). В этом смысле роман близок одновременно житиям святых и историко-приключенческим романам; но для современного читателя эти жанры явно скорее разведены, чем соединены, и впечатлять будут отдельные страницы, а не весь роман. Она тоже могла быть эстетически впечатляющей, когда обществу нужно было преодолеть тяжелейшие воспоминания военных лет, травму, и найти пример того, как героическая молодежь создала правильную историю. 
Конечно, нынешним подросткам полезно читать романы о революционерах, хотя бы потому, что они объясняют историю последних 200 лет и наглядно показывают появление нового политического субъекта. Из некоторых авторов, прежде всего Аркадия Гайдара, можно было бы сделать хрестоматии. Но не все революционные романы относятся к советской литературе, даже если были популярны в СССР, как образцовый "Овод" Войнич. Но читая романы о революционерах, нужно никак не меньше, а больше читать романы о внутренних переживаниях подростков и взрослых людей, благодаря которым и можно обрести настоящую взрослую субъективность. 
1 эксперт согласен
Мама троих детей, учитель-репетитор с большим педа...  · 15 мая 2023
Размышляя на ответом на первый вопрос, я вновь задумалась, так ли важно, какие именно произведения анализировать на уроках литературы, какова основная цель этого анализа? Отвечая на второй вопрос, следует заметить, что в... Читать далее
Уча других, мы учимся сами.Перейти на vk.com/public197571480
Диванный философ, по совместительству инженер  · 28 апр 2023
Лично мое мнение. Я не учитель и вообще технарь по специальности.  Это мое мнение как гражданина России и школьника в советские времена. Кроме классов с углубленным изучением литературы, не надо увеличивать количество... Читать далее