Не знаю, как любому филологу, но преподавателям и репетиторам старшеклассников полезными книгами, мне кажется, могут оказаться учебные пособия таганрогских авторов Сениной Натальи Аркадьевны и Нарушевича Андрея Георгиевича.
Итак, первая
Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2023. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2023 года. 9-й класс: учебно-методическое пособие/под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2022.
Работая по этой книге, девятиклассники приобретут прочные, осознанные и фундаментальные навыки выполнения всех заданий экзаменационной работы ОГЭ. Этому способствуют собранные под одной обложкой следующие материалы: 30 новых авторских тренировочных вариантов, написанных в полном соответствии с проектами демоверсии и спецификации 2023 года, опубликованными 23.08.2022 г. на сайте ФИПИ.
Сборник будет полезен девятиклассникам, их родителям и учителям. Наличие ответов позволит родителям проверить уровень готовности своих детей к государственной итоговой аттестации. Пособие может быть использовано и при дистанционном обучении. Аудио приложение со всеми текстами для изложения, помещёнными в этой книге и начитанными авторами, можно найти на сайте издательства "Легион" ( www.legionr.ru ) в разделе "Электронные приложения" в свободном (бесплатном) доступе.
Об авторе: Сенина Наталья Аркадьевна, кандидат филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова.
Следующая, вернее, комплект из двух книг. Первая:
Нарушевич, Нарушевич: Русский язык. Литература. 11 класс. Итоговое выпускное сочинение. 9-е издание, переработанное: учебно-методическое пособие/под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2022.
Итоговое сочинение, правда, уже выпускниками написано, но книга входит в комплект, который при продаже не разделяется.
Учебно-методическое пособие предназначено для тех, кто хочет успешно подготовиться к написанию итогового сочинения в 11-м классе. В книге рассматриваются требования к структуре, содержанию и оцениванию итоговой работы. В пособие включено большое количество схем и таблиц, которые способствуют оптимальному восприятию и запоминанию материала, а также помещены разнообразные творческие задания, которые можно выполнять непосредственно в книге, что позволяет использовать пособие как тренировочную тетрадь. Книга адресована учителям и выпускникам школ, однако по ней можно готовиться к написанию сочинений и в 9-10-х классах. В конце книги помещён список произведений по разделам банка тем итогового сочинения 2022-2023 учебного года. Подробнее:
https://www.labirint.ru/books/893103/ Об авторе: Нарушевич Андрей Георгиевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова, автор учебных пособий по русскому языку, один из авторов УМК по русскому языку для 5-9 классов под ред. Л.М. Рыбченковой
Вторая книга комплекта:
Сенина, Нарушевич: ЕГЭ Русский язык. Сочинение. Курс интенсивной подготовки. Готовимся к ЕГЭ учебно-методическое пособие/под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2022.
Книга "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" входит в комплекс пособий под редакцией Н. А. Сениной по русскому языку для подготовки к ЕГЭ, хотя по своему содержанию является совершенно автономной.
Пособие адресовано учителям и выпускникам школ, однако по нему можно начинать готовиться к сочинению уже в 10-м классе. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами. Таким образом, формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь. Подробнее:
https://www.labirint.ru/books/875864/Может возникнуть вопрос, насколько актуальны названные книги. Ведь отказ России от Болонской системы образования поставил вопрос о неизбежности отмены ЕГЭ, как ее составной части.
Однако, мнения профессиональных педагогов в отношении ЕГЭ можно свести к известному примеру о необходимости постановки знаков препинания при письме: "Отменить нельзя оставить".
С одной стороны перегиб в сторону "натаскивания" на сдачу ЕГЭ меняет представления школьника о знаниях, способствует развитию желания получить от учителя "правильный ответ", а не фундаментальные знания.
С другой, как положительный опыт, следует отметить, что структура ЕГЭ за эти годы изменилась: из КИМов по русскому языку давным-давно исчезли задания с выбором правильного ответа (так называемая часть А). Теперь ответ нужно формулировать самостоятельно. А для этого необходимо знать не только правила орфографии и пунктуации, которые нужно уметь анализировать и структурировать, но и законы построения собственного текста.
К тому же, следует нам всем помнить, что расхожее выражение: "Ломать не строить" - это, скорее, предостережение, чем ухарство в решении проблем.
Конечно же, ЕГЭ будет отменен, но… постепенно!
А пока книги моих земляков могут принести не одному выпускнику добрую пользу.