Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем хорошая поэзия отличается от плохой ?

ЛитератураКниги+3
Владимир Караульных
  ·   · 12,4 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 10 апр 2023  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
К вопросу можно подъехать апофатически: хорошая поэзия по определению не будет плохой, то есть не будет содержать какого-то критического количества ошибок — ритмических сбоев, небрежных или ленивых решений, избитости и т.д.
Этот подход не идеален: вещи, ценящиеся одной традицией, выглядят плохо в другой — но когда эти нестыковки можно назвать, это по крайней мере подразумевает согласие насчёт характеристик самого текста. Косвенно, это решает проблему субъективности в целом: если один и тот же текст нравится одним и не нравится другим по одной и той же причине — она вряд ли составляет проблему. Medium is, как бы, the message.
Это также расширяет понятие хорошего до масштабов, несовместимых с удобными маленькими пирамидками мёртвых белых мужских классиков. Тексты дембельских альбомов, аканские плачи, Шекспир и Бхагавадгита все могут быть хорошими, и не тесниться. “Солдатский сон” держится в своей нише намного лучше, чем “Henry the Eighth” в своей. Как оценивать эти категории относительно друг друга — часть совсем другого вопроса.
Может показаться, что всё это ведёт к инфляции и обессмысливанию хорошего — но ситуация скорее обратная. Сопротивляться какому-то одному всенародно объявленному пику поэтических устремлений — очень легко: ему можно объявить абсолютно любую альтернативу. История многочисленных классицизмов и их падений демонстрирует это лучше, чем что-либо, что я мог бы сформулировать тут сам.
Напротив, множество несоизмеримых локальных кластеров — это пространство пересекающихся течений, стилей, методологий, и в конечном итоге целых традиций письма. В нём сложно разобраться, сложнее работать, и в нём нет ничего похожего на финальность. Выбор оказывается неизбежен; альтернативы не возникают из ниоткуда, они оказываются частью чего-то ещё.
Иными словами, единая неизбежная иерархия, где все заранее проиграли одному венценосному предку — предсказуема и для раболепия, и для контры. Раздробленная ризоматическая — вынуждает себя постоянно переизобретать. Или поклоняться теням на стенке.
Именно так повальное эпигонство под XIX век оказывается плохо: оно даже не пробует стать тем же, чем были оригиналы для своего времени и в контексте своей культуры. Его расхождение — это в первую очередь расхождение с представлением о самом себе, и подразумевает такую явную, такую тяжелую нечувствительность, что сопутствующая нечувствительность к другим поэтикам уже в общем неудивительна.  
Итого — хорошей поэзии много, у неё много категорий и ипостасей. В инверсии толстовским суждениям о супружеских парах, хорошая поэзия всегда хороша по-своему, тогда как плохая как правило плоха более-менее одинаково.
Так или иначе, читать стихи важнее, чем пытаться всё это выяснить с какой-то точностью. И даже важнее, чем пытаться читать исключительно только хорошие.
Спасибо за ваш ответ!
Удивительно как текст ответа становился всё более неудобоваримым по мере продвижения. Вероятно потому, что идея, что хорошая поэзия это та, которая нравится в данном культурном контексте, слишком коротко выражается, а автор хотел написать много и умно. Получилось.
@Леонид Сахаров, нет, хорошая поэзия это не та, которая нравится в данном культурном контексте. Если вы так считаете, можете написать свой ответ. Мой ответ не об этом.
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 25 дек 2022
Этот вопрос я довольно плотно освещал в своих статьях о графомании. Можете ознакомиться в моем телеграм-канале.  Основные отличия состоят в том, что из текста мастера выводится: 1. Его знакомство с современной поэзией... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Дизайнер-верстальщик. Стаж работы 12 лет. Место...  · 14 апр 2023
«Поэт должен творить мифы, а не рассуждения» (предсмертные слова Сократа в платоновском диалоге "Федон"). Для меня ответ на вопрос лежит здесь. Всякая подлинная поэзия всегда личностна, и поэт — это личность, творящая свой... Читать далее
Первым дизайнером был Адам. Первые печатные формы принес Моисей.Перейти на ideaprint.ru
1 эксперт согласен
Русская Православная Церковь. Вера. Понемногу об...  · 10 апр 2023
Поэзия - это дар Божий, талант. Который в человеке, в силу его индивидуальности проявляется по-разному. От гениальности и способности до посредственности и бездарности. Вдохновение есть прорвавшаяся сквозь повреждение нашей... Читать далее
Бродячий наставник общества  · 14 апр 2023
Я бы сформулировал это как "отличное содержание, упакованное в технически верную форму". Если в стихотворении есть технически выверенная форма, но оно пустое и бессмысленное, то поэзия плохая. Иногда бывает так, что оно не то... Читать далее
1 эксперт согласен