Вопрос этот уже более полугода лежал у меня в "отложенных". Когда прочла его только - сразу подумала о поэтах Серебряного века. Но трудно было выбрать из незаслуженно забытых имён - одно. Слова- "недооценённые" и "незаслуженно" - становятся ключевыми даже по отношению к незабытым именам этого периода.
Борис Пастернак (1890-1960) - крупнейший русский поэт ХХ века и автор знаменитого романа "Доктор Живаго". В 1958-м "За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и развитие традиций классической русской прозы" удостоен Нобелевской премии. Факт награждения незаслуженно был подвергнут в СССР всеобщему осуждению. Это вынудило поэта отказаться от премии. Умер единогласно исключенным из Союза писателей. Восстановлен в Союзе через 30 лет после смерти. Так же - единогласно! Незаслуженная горькая обида поэта!
Или Анна Ахматова (1889-1966). Тоже незаслуженно… Когда произносишь её имя, всегда думаешь о том, как достойно она переносила все невзгоды и несправедливости в своей жизни. Задумываешься: "А есть ли какая-то главная тайна, может, самый великий секрет достойной жизни?" Ахматова его знала: "Человек, может быть богат только отношением других к себе … Никаких других богатств на свете нет". Вот и вся тайна. Суждение небожителя!
Кстати, небожителем назвал Пастернака Сталин, вычеркивая его имя из списков на арест: "Не будем трогать этого небожителя".
Небожительство поэтов Серебряного века отмечалось многими: и читателями, и литературоведами, и "деятелями от культуры".
Небожительство – это умение жить и творить над… Парить. Над неустроенным бытом, над личным горем, над гонениями… Вопреки всему этому небожители решали для себя, что "… надо писать всё, или ничего, а то получается фальшь…" (Фаина Раневская, о стихах Ахматовой).
Вот к таким небожителям можно отнести и Марию Сергеевну Петровых (1908—1979). Хотя к Серебряному веку (по датам жизни) её творчество, конечно же, не относится. Но она была хорошо знакома со многими из поэтов этого периода.
На фото 30-х годов(слева направо):Г.Чулков, М.Петровых, А.Ахматова, О.Мандельштам
"Я не носила стихов по редакциям. Было без слов понятно, что они "не в том ключе". Да и в голову не приходило ни мне, ни моим друзьям печатать свои стихи. Важно было одно: писать их".
Её поэзию можно назвать женской. В её поразительно искренних, обнаженных стихах нет ни тени лукавства или кокетства. Будучи прямым человеком, Мария Петровых всегда всё говорила начистоту. Её поэзия аскетична, прямодушна и предельно серьёзна. И жила она довольно просто и скромно, не признавая в быту никаких лишних вещей и безделушек, так любимых женщинами. Не следила за модой, была равнодушна к нарядам, внешний облик ее не имел ни малейшего отношения к элегантности. "Со своей строгой челкой и некрасивой красотой слегка грубоватого и в то же время отнюдь не простоватого, а волевого чеканного лица – она жила отдельно от так называемой общественной жизни, оставаясь одним из загадочно выживших сильных характеров",- писал о ней Евгений Евтушенко.
Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они под стать моей судьбе.
У меня пересыхают губы
От одной лишь мысли о тебе.
Воздаю тебе посильной данью-
Жизнью, воплощенною в мольбе,
У меня заходится дыханье
От одной лишь мысли о тебе.
Не беда, что сад мой смяли грозы,
Что живу сама с собой в борьбе,
Но глаза мне застилают слезы
От одной лишь мысли о тебе.
При близком знакомстве с жизнью и творчеством М. Петровых невольно восторгаешься стойкостью духа этой хрупкой на вид женщины.
Никто не поможет, никто не поможет,
Метанья твои никого не тревожат,
В себе отыщи непонятную силу,
Как скрытую золотоносную жилу.
Она затаилась под грохот обвала,
Поверь, о поверь, что она не пропала,
Найди, раскопай, обрети эту силу,
Иль знай, что себе ты копаешь могилу.
Пока ещё дышишь – работай, не сетуй,
Не жди, не зови…
Не будучи красавицей, она легко покоряла мужские сердца. Михаил Ландман, поэт и переводчик, вспоминает: "В неё влюблялись многие. Кроме Мандельштама, Пастернака, очарованы ею были в разное время и Эммануил Казакевич, и Александр Твардовский, и Павел Антокольский… Словом, она была женщиной, которая вызывала сильные чувства у многих соприкасавшихся с ней людей…И причиной этому была какая-то неуловимая внутренняя сила, обаяние личности — не только ума, а какой-то потрясающей детскости и суровости, открытости и сдержанности."
Удивительно, но она не делала ничего, чтобы специально кому-то понравиться, мало того, она совершенно не любила наряжаться, следовать моде. Но мужчины сами искали ее расположения и влюблялись в нее сами.
На долгие годы судьба сдружила ее с замечательным поэтом Арсением Тарковским. Под ее обаяние попал и сын А. Ахматовой- Лев Гумилев.
Анна Ахматова восторгалась талантом Марии, как поэта ("Маруся знает язык как Бог…") и ценила её истинно человеческие качества (они были знакомы и дружили более 30-ти лет).
Поток стихов Марии лился неудержимо, чаще с её слезами: жизнь не баловала её.
У меня большое горе
И плакать не могу.
Мне бы добрести до моря,
Упасть на берегу.
Не слезами ли, родное,
Плещешь через край?
Поделись хоть ты со мною,
Дай заплакать, дай!<…>
Пусть мольба моя нелепа,
Лишь бы кто-нибудь принес, -
Не любви прошу, не хлеба, -
Горсточку горючих слез.
Я бы к сердцу их прижала,
чтобы в кровь мою вошло,
Обжигающее жало,
От которого светло.
Словно от вины тягчайшей,
Не могу поднять лица…
Дай же кто-нибудь, о дай же
выплакаться до конца,
До заветного начала,
До рассвета на лугу…
Слишком больно я молчала,
Больше не могу.
Мужа сослали по надуманным обвинениям, а в 1942 году расстреляли. На руках осталась 4-х месячная дочка. Как жить после такого, не перестать улыбаться, радоваться, писать стихи и любить жизнь. Но образ мира Марии контрастировал с её трагической судьбой и переливался красками трогательности, спокойствия, мира и добра. Может быть, именно это и привлекало в ее жизнь такое количество восторженных мужских взоров. Но однажды она сама заболела другим человеком. Его не принимали ее друзья, но мирились с её выбором. Это был Александр Фадеев. Михаил Линдман скажет о чувствах Петровых так: "… Фадеев был для неё глубинной (тайной) любовью…".
Ты отнял у меня и свет и воздух,
И - хочешь знать, где силы я беру,
Чтобы дышать, чтоб видеть небо в звездах,
Чтоб за работу браться поутру?
Ну что же, я тебе отвечу, милый?
Растоптанные заживо сердца
Отчаянье вдруг наполняет силой,
Отчаянье без края, без конца.
Или такое:
Прощай. Насильно мил не будешь,
Глухого сердца не разбудишь.
Я — камень на твоем пути.
Ты можешь камень обойти.
Но я сказать хочу другое:
Наверно, ты в горах бывал,
И камень под твоей ногою
Срывался, падая в провал…
После трагического ухода из жизни А. Фадеева, Мария Петровых, которую эта новость не просто приведёт в отчаяние - опустошит, напишет стихотворение "Назначь мне свиданье", которое А. Ахматова признает шедевром любовной лирики ХХ столетия.
Многие считали, что у Марии "хорошо поставленный поэтический голос". Но получив единожды отказ из издательства "Советский писатель", вернувшего ее рукопись и посчитавшего ее стихи "несозвучными" эпохе, Мария Петровых замкнулась и не пыталась больше издавать свои стихи. Она не позволила помочь ей в этом и другу Самуилу Яковлевичу Маршаку. И поэтому при ее жизни (и то только благодаря ее друзьям), вышел всего лишь один сборник - "Дальнее дерево" (1968 год, Ереван), куда вошли все ее стихи.
В наше время имя Марии Петровых вернул читателю Эльдар Рязанов. Романс на стихи"Назначь мне свиданье"исполняется в финале его фильма "Старые клячи"
В 2013 году издательство "Эксмо" в серии "Великие поэты мира" подготовило и выпустило сборник произведений поэтессы. Тираж в 4 500 экземпляров был быстро раскуплен, и сейчас его уже не найти в продаже. Марию Сергеевну Петровых наши современники признали выдающимся поэтом, правда спустя почти полвека после её смерти. Кто-то скажет, что "ее скромность равна ее гордости". Возможно! Хотя жаль: многим посчастливилось бы познакомится с ее творчеством раньше.
журналист, литературный и театральный критик · 20 мая 2022
Поэт может быть недооценен современниками, но потомки рано или поздно вернутся к его творчеству и воздадут должное, указав соответствующее его уровню место в истории литературы. Как пример — творчество Евгения Баратынского... Читать далее
А я бы назвал Бунина. Он в основном воспринимается как прозаик, да ещё и лауреат Нобелевской премии именно за прозу. А ведь у него много прекрасных стихотворений, да и романы с повестями поэтичны.
Русская Православная Церковь. Вера. Понемногу об... · 14 янв 2023
Мне думается, что, в первую очередь, недооцененный русский поэт - это Евгений Абрамович Баратынский.
Живи смелей, товарищ мой,
Разнообразь досуг шутливый!
Люби, мечтай, пируй и пой,
Пренебреги молвы болтливой
И порицаньем и... Читать далее
Как ни странно, но для меня самый недооценённый русский поэт - это А. С. Пушкин. Да, у нас есть Пушкинские дни, мы изучаем его творчество в школе, делаем на нём массу диссертаций, пишем про него книги, ставим ему памятники... Читать далее
Михаил Кузмин (1872 - 1936)
После революции и гражданской войны он напоминает мне Овидия в ссылке…наверное, таким же переходом от «Науки любви» к «Скорбным элегиям».
Межиров писал - «Кузмин поэт более крупный, чем... Читать далее
Календари и прочая полиграфия по сезону.
Наши менеджеры вам помогут. Перейти на ideaprint.ru
Пенсионерка. Агроном плодоовощевод по специальност... · 13 янв 2023
Думаю - Вадим Шефнер - на его стихах надо растить и воспитывать детей. Проза его тоже хороша,но не настолько проникновенна и талантлива как стихи. У нас в школьную программу вносят бездарные,буквально разлагающие детей "произве... Читать далее
По образованию физик и математик (МФТИ).... · 17 янв 2023
/Давайте будем честными. Что такое хороший поэт? Наверное тот , чьи стихи помнятся и цитируются. /
А почему забыли безымянного автора коротких стихов про маленького мальчика? Авторов частушек?Авторов рифмованных шуток-прибауток... Читать далее
Преподаватель истории, философии и психологии.
Тем... · 13 янв 2023
Да многие. Например, Дмитрий Веневитинов. Прекраснейший поэт, прекраснейший! Или Семён Надсон. Современники оценивали его очень восторженно, пожалуй даже более чем он того заслуживает, но потомков качнуло в противоположную... Читать далее
Technical Artist,
3D Artist, 3D animator... · 13 февр 2023
1) Вильгельм Карлович Кюхельбекер: да тот самый "Кюхля", друг Пушкина. Его поэтический перевод "Макбета" (жаль только 3 акта) я считаю единственно правильным и точным.
2) Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов: вы знаете песни на... Читать далее