Поиски ответа на этот вопрос составляют одну из главных проблем теории литературы в целом.
В самых общих чертах можно говорить о том, что великого писателя делает таковым его способность подниматься в своих произведениях над вопросами и задачами, непосредственно поставленными временем создания его книги или книг. Иными словами, за частными чертами собственного времени великий (или даже очень талантливый!) писатель всегда видит или интуицией гения чувствует нечто, что было бы интересным и людям иной эпохи, и этим опережает собственное время.
Пример "Войны и мира" здесь выглядит безусловно показательным. Эпопея Толстого представляет разные типы отношения личности к событиям большой истории. С течением времени эти типы меняются не так уж мало. Тип отношения конкретного частного человека к событиям большой истории является для Толстого мерой его личной порядочности.
В обозначенном смысле очень хорошо подходит и пример "Дон-Кихота" Сервантеса. Поводом к написанию великого романа было осмеяние провинциализма массового вкуса Испании XVII века, проявившегося в необыкновенной популярности жанра рыцарского романа. Монологи погруженного в фантастические грезы о прошлом Алонсо Кихано, которые он произносит и на деревенских базарах, - это изложение концепции универсально свободного человека эпохи Ренессанса, и ни в одном другом произведении европейской литературы этого времени крестьянин не поставлен на такую моральную высоту, на какую поставлен Санчо Панса.
Из сказанного уже ясно следует, что критерий, создающий великого писателя, в существенной мере связан с представлением о том, в каком объеме и как глубоко изображены им типические картины социальных обстоятельств времени и страны. Таковы Бальзак и Диккенс, Тургенев и Бенито Перес Гальдос. Романы Рабиндраната Тагора, посвященные проблемам индийской действительности первых десятилетий XX века, в условиях века XXI привлекают ракурсами более общего взгляда на соотношение в культуре светского и религиозного начал.
И, конечно же, великий писатель неотделим от его собственного стиля, который выражается не только в лексике, но и в построении характеров и конфликтов. Примерами здесь являются, в частности, Достоевский, Хемингуэй. Если говорить о течениях модерна, выходящих за рамки реализма, то такими будут для нас Бунин, Джойс и Набоков.