К вопросу, почему профицит - это плохо. Современный бюджетный профицит в России характерен следующими чертами:
1. Политическая опасность.
Последние годы ознаменованы не только бюджетным профицитом, но и серьезным повышением налоговой нагрузки населения. Самыми знаковыми, конечно, остаются повышение пенсионного возраста и повышение НДС до 20%. На этом фоне прошлые заявления о том, что в бюджете "денег нет", начинают восприниматься не иначе, как прямая ложь, а население чувствует себя обманутым и ограбленным. Получается, что правительтво насобирало кучу денег и не сумело ими грамотно распорядиться. Как результат - падение до рекордно низкого уровня рейтингов высокопоставленных политиков, включая лично В. В. Путина.
2. Урон экономике в условиях санкций и стагнации.
Изъятие денег из оборота любой экономической системы приводит к ее торможению и стагнации. В случае кризиса экономика, наоборот, требует финансовых вливаний, с целью создания рабочих мест и возвращения ее в нормальное русло. А в условиях санкций запланированный профицит бюджета способен задушить экономику окончательно, и спровоцировать самый настоящий кризис.
3. Неэффективность госзакупок бюджета.
Текущее положение дел в бюджетных организациях таково, что вдобавок к ужесточению законодательства в отношении договоров с поставщиками, еще и поощряется экономия бюджета, в виде премии процентом от непотраченных средств. Как результат, в погоне за этой премией, бюджетники стали прибегать к огромным махинациям в тендерах, чтобы продемонстрировать максимально выгодную для себя отчетность, при этом реальная работа служб от недофинансирования сильно страдает, вплоть до невозможности функционировать.
Как итог, профицитный бюджет (который в любом случае нежелателен) не просто плох, он ужасен.