Зависит от продукта, в котором дизайнер работает. В крупных ит-компаниях зачастую есть отдельная роль — UX-исследователь, который занимается исключительно рисёчами. В таком случае ux/ui дизайнеру необязательно проводить исследования самостоятельно. Исследователи могут прокопать проблему, принести её в готовом виде, а после проектирования дизайна — проверить его на пользователях.
При этом в компаниях, где нет исследователей, всё это ложится на плечи дизайнера. От себя добавлю, что если дизайнер использует дизайн-мышление, знает как выстроен процесс от поиска проблемы до тестирования на пользователях и выкатки в прод, то это всегда большой плюс.
Так что если вы пока не углублялись в исследования, то рекомендую вам как минимум начать смотреть в их сторону. Это может стать отличным дополнением к навыкам дизайнера и будет вашим преимуществом на рынке труда:)