Отвечаю, как дизайнер проработавший 6 лет подряд удалённо на разные компании и частных заказчиков.
Предоплату нужно брать всегда, даже когда вы полностью уверены в заказчике или это ваш друг.
Во-первых, предоплата — это гарант серьёзности намерений заказчика. Если заказчик понимает, что дизайн ему необходим именно от вас, то он должен заплатить перед началом работы. Если заказчик начинает разговоры в стиле «Давайте посмотрим пару вариантов, а потом я оплачу», то возможно такие пару вариантов делаете не только вы, а весь проект проходит на "скрытой конкурсной основе".
Во-вторых, все мы люди и с заказчиком может случиться что-то не поправимое (авария, болезнь, смерть) и ему будет не до вас и вашего дизайна. А если вы цените своё время и силы, то вы должны брать предоплату всегда.
Плюс помните, что работа с заказчиком может пойти не по плану, вы можете начать перерабатывать. В таком случае придётся оговаривать с заказчиком дополнительное финансирование. Если вы не взяли предоплату, заказчик может пойти к другому дизайнеру и доделать за полцены ваши начинания. Но если вы взяли предоплату, то заказчику придётся идти на уступки и компенсировать вашу работу.
Есть только один случай, когда предоплату можно не брать (или это не получится сделать) — это договор, к примеру ГПХ (гражданско-правового характера). Заказчик может составить договор таким образом, что вы получите полную выплату, только по завершению проекта. Но это не значит, что договор полностью защищает ваши права. Заказчик может обанкротиться и закрыться. Ему не понадобится сделанный дизайн и денег вы не получите. Поэтому по договору без предоплаты стоит работать только с крупными или проверенными фирмами.
50% предоплаты защищает вас в любом из вышеперечисленных случаев.
Но есть ещё остальные 50%, к которым стоит аккуратно относиться. В зависимости от работы (плакат, фирменный стиль, макет сайта) вы должны понимать, как и где заказчик будет использовать дизайн. Чтобы до получения второй части оплаты (финальной, если выплат больше чем две) заказчик не мог вас кинуть, получив необходимый ему материал.
К примеру, оригинал-макет в векторе не всегда необходим. Иногда достаточно картинки в хорошем качестве. Поэтому стоит высылать необходимые файлы заказчику только по получению второй части оплаты. И ещё раз подчеркну, это не всегда оригинал-макет.