Попробуем рассмотреть вопрос с двух точек зрения – профессиональной и обывательской.
Начнём с того, что фильмов без продакт-плейсмента практически не бывает. Точнее, без продуктов в кадре. Если человек ездит на машине, что-то ест, что-либо надевает или просто ходит по городу, то всё это уже демонстрирует какой-либо бренд или хотя бы образ жизни. Например, съёмки фильма зачастую спонсируется правительством того или иного города. Герои ходят по Барселоне или Парижу, а зритель и не знает, что смотрит на продакт-плейсмент.
Кто-то справедливо заметит, что исторические фильмы лишены продуктов. Например, фильм про Петра I или Робин Гуда вряд ли будет включать в себя современные бренды. Но такие фильмы могут пропагандировать определенный образ жизни и могут быть проспонсированы либо руководством региона, либо алкогольным лобби, если герои употребляют какие-либо известные виды напитков (виски, пиво, водка), либо государством, если фильм несёт в себе идеологию.
Давайте доведём ситуацию до абсурда и перечислим то, что ещё видим в кадре исторического фильма. Какое-то здание. Например, некий богатей отеставрировал за свой счёт выдающийся особняк и хочет понтануться перед товарищами или руководством страны, как он это сделал. Он платит киношникам. Дальше – костюмы. Какой-либо модельер является близким другом продюсера и режиссёра и предоставляет условно бесплатно (какие у них там отношения с продюсером?) свою коллекцию исторических костюмов, чтобы попиариться. Актриса! Никому не нужная актриса, чей богатый муж платит за то, чтобы она сыграла какую-то там роль в этом фильме.
В общем, поверьте, всё, что угодно, может стать в каком угодно фильме продакт-плейсментом. И условия такого продакт-плейсмента могут быть самыми разными, а не только прямые денежные расчеты. Всё зависит от того, что кому нужно. Если вы хороший продюсер, то сможете заработать на всём. И не только прямо сейчас, но и в стратегической перспективе.
Думаю, точку зрения обывателя я уже немного раскрыл. Если фильм скроен ловко и художественно цельно, то вы никогда не догадаетесь, какой именно бренд за что заплатил. Более того, вы даже никогда не догадаетесь, кто кому заплатил – бренд продюсеру или продюсер бренду. А если создатели фильма и представители бренда настолько непрофессиональны, что фильм выглядит, как реклама, то пусть зритель сам решает, как к этому относиться.