Если сценарий пишется не на коленке в перерыве между съёмками или запоями, то такой текст является самостоятельным произведением искусства — жанром литературы.
В. В. Набоков писал, что мечта любого писателя — сделать из читателя зрителя.
А Н. В. Гоголь терпеть не мог иллюстрации к книгам. Он называл их „кондитерством“ и считал, что „товар“ (то есть текст) нужно подавать „лицом“ (то есть напечатанным на бумаге без красивой упаковки).
Талантливый текст при чтении превращается в образы в нашем мозгу. Иногда чёткие фактурные, иногда призрачные, эфемерные. Это зависит от мощи авторского таланта. Иногда мы воспринимаем текст совсем не так, как задумывал автор, но при этом авторский текст помогает нам сформировать свои образы.
Так писатель Писатель из „Сталкера“ А. А. Тарковского в своём знаменитом монологе говорил: „Душу вложишь, сердце своё вложишь — сожрут и душу, и сердце. Мерзость вынешь из души — жрут мерзость!“
Иными словами текст — это сырой пищевой продукт. Из этого продукта мы можем приготовить то или иное блюдо по своему вкусу.
Ну а картинка, или движущая и звучащая картинка — фильм, являются в лучшем случае приготовленной, а в худшем — не только приготовленной, но и, прошу прощения, переваренной другим читателем (автором фильма, например) пищей.
:-)
На мой взгляд именно по вышеизложенным причинам после просмотра фильма, снятого по любимому литературному произведению, мы нередко реагируем: „А книга мне понравилась больше“.
Итак, мой ответ: затем, что текст и „фильма“ — это разные виды искусства. Сценарии могут пригодиться читающей публике, в частности, людям, которые не любят кино, но любят литературу.