Для коммерческого успеха необходимо такое количество обстоятельств, что этими тремя факторами (режиссёр, сценарий, актёры) не обойтись даже при беглом анализе.
Давайте для примера возьмём два фильма – "
Как я стал русским" и "
Холоп". Когда две этих комедии создавались, то у них были равные шансы. Примерно одинаковый уровень авторов сценария, примерно одинаковый состав актёров, похожий бюджет на уровне 120 миллионов рублей, примерно одинаковый продюсерский состав (это коллеги из одной группы компаний) и, соответственно, ожидания от проката у этих фильмов были тоже примерно одинаковыми – 250-300 млн. рублей.
Такой расклад был на старте. В итоге, один их этих фильмов собрал 150 млн. рублей, а другой – 3 млрд.!
Если бы вы или даже профессионал почитал бы сценарий и посмотрел бы на все выкладки перед началом съёмок, то никто не смог бы определить, что разница будет настолько выдающейся.
Как же такое получилось? Я не знаю всех подробностей, но по итогу создания фильмов, которые и по качеству картинки, юмора, чувства меры и прочего оказались примерно одинаковыми (если не включать вкусовщину), продюсеры "Холопа" смогли выгодно преподнести его руководителю центрального канала, а продюсеры "Русского" – нет. А руководитель канала смог обеспечить не только новогоднюю дату, но и максимально её расчистил от других проектов. К примеру, от "
Полицейского с Рублевки 2", сдвинутого на несколько недель раньше.
Но и это ещё не всё. Создатели ещё одного фильма, имеющего название "
Вторжение", не учли риски сарафанного радио и позволили "Холопу" стартовать в прокате на пять дней раньше собственного проекта. А зрителям "Холоп" понравился, и они начали другим его советовать посмотреть. И захотелось на новогодние каникулы идти именно на комедию, а не на заикающегося Александра Петрова в затопленной компьютерной графикой Москве.
Но и это ещё не всё. Фильм "
Союз спасения" оказался настолько топорным и не новогодним, что он тоже не смог составить конкуренцию "Холопу".
Но и это ещё не всё. Дело в том, что главный новогодний голливудский релиз, а именно продолжение саги "
Звёздные войны" тоже оказался невероятно бездарным. Его проигнорировали даже фанаты.
Чувствуете, как повезло "Холопу" с ресурсом и решениями и действиями своих и других продюсеров?
А вот фильму "Как я стал русским" не повезло. Причем из-за того же самого продюсера федерального канала. Когда он расчищал место под другой фильм, к которому также имел отношение, а именно под "
Т-34", то комедии про китайца в России пришлось уехать с хорошей даты на не очень хорошую.
Ну так и что же по вашему было важнее для коммерческого успеха фильма? Режиссер, сценарий или актеры?
Да, на американском рынке дело обстоит немного иначе. Но там много других обстоятельств, которые тоже неоходимо учитывать. И примерно равные по комплектовке фильмы могут добиться совершенно разных результатов.
Поэтому в ответ на ваш вопрос я бы сказал так. Если вы инвестор, то выбирайте не проект, а продюсера. Причем с пакетом проектов. Потому что если бы вложились и в "Как я стал русским", и в "Холопа", то шансы на успех бы резко возросли. А неудачи бывают у всех.
Хороший продюсер – это залог успеха. Только продюсер знает, какую историю взять, какую группу собрать, как всех заставить работать в этом бешеном графике, как довести дело до конца, а затем как всё созданное упаковать и кому продать. Больше этого не знает никто. Да, бывают продюсеры, которые раньше были режиссерами или кем-то там ещё, но данный факт только подтверждает тезис, что продюсер – совершенно другая работа.
Продюсер, когда выбирает проект, ориентируется на историю, на сценарий, на хай-концепт и что-то такое, что по его мнению, сможет зайти аудитории (ну или руководителю федерального канала). Уже под историю он думает о режиссёре (если только тот не идет в комплекте с историей). А режиссёр в свою очередь думает об актерах. Причем он думает о качестве актёрской игры, а продюсер будет думать о том, как он потом с помощью образов актёров будет выстраивать промо-кампанию. Кстати, далеко не всегда, особенно у нас, что-либо зависит от звездного состава. На постере "
Я худею" были артисты, имена которых тогда не мог назвать среднестатистический зритель, а фильм стал хитом.
А далее – по каждому пункту. Фильм в любой момент, от идеи и до релиза, можно либо улучшить, либо ухудшить, либо увеличить шанс успеха, либо уменьшить. Не только взаимодействием актёров в кадре, но и гримом, светом, операторской работой, атмосферой на площадке, музыкой, монтажом, компьютерной графикой, промо-материалами и даже административным ресурсом. Да что там говорить – можно просто потерять диск с хорошим дублем из-за плохой организации работы, и всё – на йоту, но фильм ухудшился. И так во всём.
Поэтому не пытайтесь упростить один из самых сложных процессов в мире до гадания на ромашке – режиссёр/не режиссёр, сценарий/не сценарий или актёры/не актёры. Это так не работает.