Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" был создан в эстетике модернизма XX века, основанной на принципе изысканной игры историко-культурными пластами и реминисценциями. В художественной системе романа реминисценции из "Фауста" Гете занимают совершенно особое место. Именно ими пронизывается "консультант" и "инженер" Воланд - как ключевой образ романа, преемственно связанный с миром главной книги Гете.
Кстати сказать, эта связь видна уже из эпиграфа "Мастера и Маргариты", который становится автохарактеристика Мефистофеля при его первой встрече с Фаустом - "Я та часть зла, которая творит благо ". Мефистофель Гете не является абсолютным злом, поскольку он дарует Фаусту способность и возможность абсолютного понимания сути истории человечества.
Воланд "Мастера и Маргариты" - реинкарнация Мефистофеля в конкретно-исторических условиях советской действительности 1920-1930-х годов. Подчеркнем, что в силу неразрывной связи с темой Гете в системе образов последнего произведения Булгакова он выступает олицетворением старой общеевропейской культурной традиции, которую попирает самовлюбленное и демагогическое невежество вульгарных пролеткультовских идеологов. Воланд вершит строгий и справедливый суд над обществом 1930-х годов. Эскапады его и его свиты - лишь заслуженное наказание за намеренное и кощунственное пренебрежение культурной традицией со стороны официальной власти, - и вместе с тем война с мещанством и приспособленчеством. В условиях намеренного отказа от традиций в советской культуре первой половины 1930-х годов Воланд (вместе с Булгаковым!) идет против течения, защищая вечность культурной традиции, а потому объективно занимает сторону добра.
Считаем нужным отметить также, что ситуация, описанная в романе, представляла собой печальный курьез и никогда не повторялась в советской культуре более позднего времени.