Образование - это процесс выращивания умений и синтеза навыков. Если верный навык образуется, то не имеет значения, чей это результат. Единственным субъектом образования являются образовавшиеся у студента полезные знания и непосредственные компетенции.
И не имеет значение, чья это заслуга, компьютерного тренажера, живого преподавателя или специалиста, чью книгу прочел студент. От учителя многое, конечно, зависит. Особенно, если это специалист, который ценит время и синтезирует результат, а не просто подсчитывает количество проведенных занятий, записывая их в свои заслуги. Учитель сродни старателю на золотом прииске, который перекапывает кубометры шлама для нахождения драгоценного самородка. И если самородок не образуется, значит не там ищем или не соблюдаем технологии обучения.
Но ищет иногда не только учитель, но и студент. А стало быть мой ответ таков: Учитель имеет значение в образовании, но не является главным субъектом данного процесса.
Главное в образовании - это результат, каким бы ни было шоу по дороге к поставленным целям образования. Результат и есть субъект.
А объект образования как фигура, на которую направлен образовательный процесс и у которой этот результат должен образоваться (NB!), - это студент.
Учитель (присутствующий в образовательном процессе) - это лишь организатор образования, его координатор и один из факторов, которые (в лучшем случае!) ускоряют достижение образовательных целей.